По ее словам, дети в сельской школе района Сарыагаш пожаловались в анкетах на буллинг и вымогательство. В этой школе весной один из учеников совершил самоубийство. Там же обнаружили беременность 15-летней ученицы после изнасилования.
— Хотя ранее оба ученика в своих рисунках, которые собирали психологи, сигнализировали о том, что им плохо. Однако должного внимания на это никто не обратил, с социальными работниками, опекой, ИДН не отработали. Эти слова, рисунки — это ведь крик о помощи, но их не услышали, — сообщила она.
Динара Закиева также отметила, что в селе Толе би школьники жаловались на побои палкой и жестокое обращение у себя дома. Однако ни психологи, ни администрация школы о таком не сообщили и необходимую работу не провели.
Девочка в школе Сайрамского района совершила попытку суицида, но никакой дальнейшей работы не проводилось, как и привлечение служб здравоохранения и психиатров.
Все эти проблемы она озвучила руководителю открытого в августе Центра психологической поддержки. Омбудсмен считает, что центр должен уже начать работу с психологами школ, а акимат должен ускорить организацию работы центра.
— По двум фактам в полиции возбуждаются дела. Также считаю, что департамент качества образования должен привлечь к ответственности школы за несообщение и отсутствие реагирования, — заявила Динара Закиева.
Всего в Туркестанской области четыре Центра поддержки семьи, и до конца будет открыто еще шесть. Омбудсмен подчеркнула, что в Туркестане и Сайрамском районе уже ведется работа.
Уполномоченный по правам ребенка отметила проблему с проверкой системы защиты детства: органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и ИДН.
В Туркестане ребенка с инвалидностью мама оставляла на рынке, заставляя просить милостыню, а в городе Ленгере 10 детей живут в антисанитарных и опасных условиях. По словам соседей, их мать злоупотребляла алкоголем, а органы опеки и патронажа не посещали эту семью, хотя там четыре малолетних ребенка. Дети живут без света и еды, в доме сыро.
— В Келесском районе девочка, родившая ребенка в 13 лет в результате изнасилования, с начала года не ходит в школу. Заместитель директора школы, несмотря на осведомленность о ситуации, не принял никаких мер и не передал дело в комиссию по делам несовершеннолетних, — подчеркнула омбудсмен.
Уполномоченный по правам ребенка считает, что в области не хватает сотрудников органов опеки. В Сарыагашском районе, работает один специалист на 58 тысяч детей. Сотрудник не успевает, а права каждого ребенка по каждому случаю надо отстаивать и доводить до результата. При этом комиссия по делам несовершеннолетних не во всех районах исполняет свою функцию.
Например, в Отырарском районе на учете полиции стоят 36 семей, но ни один случай не рассматривался на заседаниях комиссии, плана помощи и работы с семьей нет. В других районах в основном выписывают предупреждения, без плана помощи и работе с семьей.
Динара Закиева посетила 82 учреждения, среди которых интернаты, спортивные учреждения, вечерние школы и другие. Так она выявила, что в специализированной школе-интернате искусств имени Б. Отепа, на 200 детей приходится только три душа. Чтобы успеть помыться дети встают в четыре утра. Ужасные условия проживания также установлены в школе-интернате №6 основной средней школы Саранского района, в лицее- интернате №4 имени Жанибекова в Отырарском районе, в школе-интернате №57 имени А. Жангелдина в Келесском районе м интернате им. Ерубаева.
— Поговорила с детьми, ученики одного из этих интернатов сказали, что они не доедают. После проверок дети писали мне, что в их учреждениях никогда не бывает туалетной бумаги и мыла, их ставят только перед проверками, а после убирают. Эти факты свидетельствуют о необходимости проведения комплексной независимой проверки всех интернатов в области, — сообщила Уполномоченный по правам ребенка.
Также в медико-социальном учреждении (МСУ) в Тасарыке хоть и улучшили качество реабилитации, однако в школе при нем детей обучали формально.
А вот уличные туалеты, по данным Минпросвещения, уже давно отсутствуют, однако Динара Закиева выяснила, что почти в каждой школе они продолжают эксплуатироваться.
— Ключи от внутреннего туалета у директора, и как сказали дети, пользоваться им можно только с его разрешения. Ясно, что эта проблема связана с водой, канализацией, но важно открыто показывать реальную картину и проблемы, из-за которых этот вопрос не решается. Мы озвучили опыт других регионов по решению проблемы с туалетами, — пояснила она.
Кроме того, коллега из рабочей группы омбудсмена провел отдельный мониторинг столовых, выявив ряд нарушений. По всем поднятым проблемам акимат области уже начал работу. Выводы по итогам работы в Туркестанской области будут внесены в протокол, исполнение которого Уполномоченный по правам ребенка будет отслеживать и контролировать.
— Вместе с тем, стоит отметить, что в области открываются новые учреждения для детей; строятся современные школы; в детском доме района Толе би был проведен капитальный ремонт, идет ремонт в специнтернате им. Ондасынова, футбольное поле построили в интернате Ерубаева. Порадовало, что в каждой школе повесили плакат 111, и то, как внедряется антибуллинговая программа KiVa в пилотных школах, где дети, с которыми встретилась в коридоре на перемене, и учителя очень погружены, знают и понимают программу, а самое главное — как бороться с буллингом, как важно беречь чувства других детей и людей в целом, — отметила она.
Ранее Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Динара Закиева отреагировала на факты суицида среди школьников в Алматы. Она уточнила, что средний возраст совершения суицида среди детей, согласно данным МВД, составляет 15-17 лет, однако все чаще случаи происходят в более раннем возрасте — 11-13 лет.