21 сентября в рамках Генеральной Ассамблеи ООН стартовала неделя климата. Тогда же в Нью-Йорке на центральной улице установили большие «климатические часы». Они идут в обратном направлении и показывают, что у человечества осталось около семи лет, чтобы остановить климатический кризис на Земле. Экокоуч Дамир Каримов рассказал в интервью, экологично ли сжигание мусора и в чем заключается принцип zero waste.Дамир Каримов — экотренер и инструктор по wellness
Дамир, какова экологическая ситуация по миру и в Казахстане?
- Цифры наиболее красноречиво отобразят экологическую ситуацию. Например, каждый день в мире умирают 4,5 тыс. детей от отсутствия доступа к питьевой воде. При этом большинство жителей земного шара смывают туалет питьевой водой. Каждый восьмой житель земли голодает, это примерно 820 млн человек. Но каждый год в мире на помойку выбрасывается около 3 млрд тонн съедобной еды. Каждую секунду пропадает лес площадью с футбольное поле.
Каждую минуту исчезает три биологических вида животных, птиц или растений. Около 60 животных в минуту погибают в результате лабораторных опытов. Каждый житель планеты в год производит около тонны мусора, в общей сложности это больше 7 млрд тонн бытового мусора. Теперь каждый может прийти к выводам, основываясь на этих данных. Это много или мало?
Экологический след — универсальный измеритель негативного воздействия человека на окружающую среду. У нас всех есть потребности в воздухе, воде, пище, одежде, источником которых является Земля. Нас обслуживает какой-то кусочек земли, и какая-то часть должна принимать наш мусор. Есть тесты, позволяющие рассчитать, какая площадь земли обслуживает каждого человека. Таким образом, выходит, что для большинства людей кусок земли, который его обслуживает, больше, чем расчетно средний. Средний экослед равняется 1,7, то есть мы на 70% превышаем биоемкость планеты. Самый высокий экослед в США — 7,6, в Казахстане — 3,7.
В чем основная причина экологических проблем?
- Вредное воздействие на окружающую среду осуществляется в результате промышленной деятельности, сельского хозяйства и транспортной нагрузки, в совокупности являющимися экономическими отраслями. Сейчас со всех трибун говорят о поддержке экономики и повышении темпов экономического роста. Материальная экономика состоит из пяти звеньев — добыча, производство, распределение, потребление и утилизация. Это прямая линия, где на входе — природные богатства, а на выходе — мусор. Чем выше темпы роста экономики, тем выше вредное воздействие на окружающую среду. Экономика — это фабрика по переработке природных богатств в мусор.
Какие главные 5 экологических проблем в Казахстане вы бы выделили?
- В Казахстане две проблемы — жадность и коррупция. Например, у владельца АО «АрселорМиттал Темиртау» Лакшми Миттала помимо казахстанского есть еще около 20 заводов по миру, производящих сталь. Суммарное количество отходов всех этих заводов меньше, чем у одного нашего в Темиртау. Проблема не в том, что у владельца нет ресурсов или возможности сделать темиртауский конвертерный цех как в Германии, а в том, что наши законы не работают и нет жестких требований со стороны властей по экологическим нормам, которым должны соответствовать все компании.
Лень — еще один фактор ухудшения экологической ситуации. 50 лет назад не было чайных пакетиков, но сегодняшний быстрый темп жизни сделала пакетированные чаи обиходом повседневной жизни. 30 лет назад мы мотали ватку на спичку, сегодня пользуемся готовыми ушными палочками. Все чаще отдается предпочтение одноразовым посуде и пакетам — это проще, чем мыть посуду и носить авоську с собой в магазин. Пока мы не победим жадность, коррупцию и лень, никакие законы, циркулярная экономика или цели устойчивого развития не будут работать. Каждый из нас должен осознать свою ответственность и принять активное участие в решении проблем.
Что такое циркулярная экономика? Решит ли экологическую проблему внедрение циркулярной экономики?
- Сейчас мы живем в эпоху линейной экономики. Если природные богатства земли истощатся, то наша экономика остановится. Альтернативой прямой экономике стала циркулярная (от английского «circle» — круг), основывающаяся на перепроизводстве. В теории звучит хорошо, но есть ряд сложностей.
Не все материалы можно бесконечно перерабатывать. Пластик можно переработать только семь раз. Это — не recycling, а downcycling, где с каждым циклом ухудшается качество производимого продукта. Бесконечно можно плавить только металл и стекло. Чтобы построить циркулярную экономику, нужно отказаться от пластика, бумаги и других неперерабатываемых материалов.
В мире перерабатывается только около 4% мусора. В Казахстане глубина переработки мусора 15-17%. При циркулярной экономике мы должны выйти на 100% переработку. Во многих странах до сих пор нет даже вывоза мусора, и вопрос решается сжиганием или закапыванием. Остается гадать, когда мы сможем перерабатывать остальные 96% мусора.
Более того, мы создаем материалы, которые нельзя переработать или же это будет дорого и неэкологично. Переработка тоже является промышленностью, загрязняющей окружающую среду. Например, тетрапакет — полимерный материал повсеместно используется для хранения молочных продуктов и соков. Его очень сложно разделить, это не полиэтилен, фольга или картон. В СНГ заводы по переработке тетрапакетов есть только в Питере и Минске.
Для переработки мусора нужна вода. Пока мы не сможем использовать воду в замкнутом цикле, то есть не сливать грязную и не брать из рек чистую, то экономика не может быть циркулярной.
Последнее, для работы заводов и машин нужна энергия. При переходе на циркулярную экономику мы должны использовать на 100% только источники возобновляемой энергии, без сжигания нефти, угля или газа.
Внедрение циркулярной экономики — не самая лучшая и реальная ближайшая перспектива для решения экологических проблем. Наиболее эффективным будет внедрение модели zero waste, состоящей из шести простых рекомендации.
Это — rethink, по-английски «переосмыслить». Невозможно построить зеленую экономику, если мы не переосмыслим свои ценности и не изменим кардинально образ жизни.
Далее «отказ» (от refuse) от всего ненужного и того, что навязано рекламой и экономикой. Например, у меня дома нет телевизора, микроволновки, диванов или кресел, потому что они мне на самом деле не нужны.
Следующий шаг — отремонтировать reuse. Чинить вещи становится непопулярно. Мода быстро меняется, и зачастую купить новое дешевле, чем отремонтировать. Мы позволили себя загнать в колесо «работа — супермаркет — мусорка».
Reduce — необходимо уменьшить потребление и проявить умеренность. Это простая жизнь, где мы понимаем, что для счастья не нужно иметь 10 пар джинсов, достаточно трех. Мы можем меньше кушать, покупать одежды и тратить на комуслуги.
Repurpose — найти новое назначение предмету или повторно использовать. Можно ходить на дармарки и фри-маркеты, обмениваться с другими или продавать вещи. Последнее, что можно сделать с вещью, это выкинуть ее в мусорку.
Последнее и самое неглавное — recycling, переработка. Большинство людей у власти переработку мусора выводят на первый план. Если мы будем меньше потреблять и покупать и дольше использовать, то темпы экономического роста будут сокращаться. Истинный экологический образ жизни не выгоден для тех, кто пожинает плоды нынешней экономики.
В Китае принято законодательство по продвижению экономики замкнутого цикла, в Южной Корее — аналогичная «Стратегия зелёного развития» (Green Growth Strategy), в Японии строят «Общество правильного материального цикла». Подобные программы существуют в Германии и Швейцарии. Какому примеру лучше последовать Казахстану?
- Нужны законы как в Евросоюзе, запрещающие использовать одноразовый пластик. Надо внедрить обязательное распределение и сортировку мусора для граждан. Например, в Японии в каждом доме может стоять до 20 мусорных баков.
Какой ключевой фактор положительно повлияет на экологическую ситуацию в стране?
- У нас сейчас рассматривается закон о сжигании мусора. Это страшное и пагубное решение. Во-первых, надо понимать, что любой объект в вашем мусорном ведре не достался бесплатно и включен в стоимость товара. Сжигая мусор, мы сжигаем свои деньги. Более того, весь мусор сделан из природных материалов, сжигая его, мы разрываем цикл и растрачиваем ресурсы земли. При сжигании выделяются ядовитые вещества. Несмотря на то что есть фильтры, решающие проблему выбросов в воздух, остается открытым вопрос, куда потом девать эти фильтры.
Когда будет поздно браться за решение экологических проблем?