Напомним, партия из 7 особей прибыла в Казахстан в июне этого года. Спустя несколько месяцев, с уверенностью можно сказать, что животные адаптировались.
— Партии, как вы помните, были доставлены из Чехии и Германии. За все время пребывания здесь лошади достаточно хорошо адаптировались, стали более упитанными, чем по приезду. Располагаются они в коралях, по группам (как привезли, в том же составе и находятся). Отличная кормовая база: помимо травы, есть и злаковые культуры, кустарники, недалеко имеется водоем — в окрестностях протекает река Улы-Жыланшык, — рассказывает главный специалист отдела животного мира и охотничьего хозяйства РГУ «Костанайской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира» Рустам Бидибаев.
Два загона (площадью примерно 54 и 24 гектар) стали новым домом для лошадей. Наблюдатели отмечают, что в степях животные неплохо освоились и чувствуют себя полноправными хозяевами. Кораль находится под защитой, хищникам и чужим животным вход туда закрыт. Даже сотрудники и наблюдатели проходят обследуемые территории иногда пешком, не на домашней лошади, чтобы исключить контакт с охраняемыми животными. Сама территория с загонами находится между резерватом «Алтын Дала» и охотхозяйством Алтыбай («Улы Жыланшык») в Жангельдинском районе.
— За животными ведется постоянное наблюдение. Утром и вечером, в течение часа, смотрители оценивают их состояние, поведение, отслеживают распорядок дня. В их числе — студенты международных проектов (к примеру, сейчас здесь находится молодой человек из Коста-Рики), будущие ветеринары, специалисты различных профилей. Все данные записываются в специальную электронную карточку, которая заведена для каждой особи. Здесь фиксируют, сколько они тратят времени на прием пищи, обычное хождение, сколько дурачатся и так далее, — поясняет Рустам Бидибаев.
По отчету, в среднем 57% времени тратится на прием пищи, 30% лошади могут стоять неподвижно, 8% передвигаются и 5% связаны с отдыхом, социальным поведением. Но каждое животное строго индивидуально в этом вопросе — одна особь, к примеру, может потреблять траву все 70% от общего времени, определенных рамок здесь нет.
— По половому разделению у нас находится шесть кобыл и один жеребец. После того, как прибудет еще одна партия (реинтродукция планируется на следующий год), мы будем особей мужского пола подсаживать в группу «девочек». К слову, хочу подметить, что уже были попытки спаривания, — заявляет спикер.
Что касается предстоящей зимы, то специалисты уверены, что лошади спокойно смогут перенести суровый климат. На случай, если все же возникнет проблема с кормовой базой, уже заготовлено порядка 60 тонн сена. Но это на самый крайний вариант.
— Думаю такого не произойдет, что животные не смогут перенести зиму. Все-таки у них генетически заложена терпимость к холодным температурам, суровому климату. Например, когда начали по программе реинтродукции привозить куланов, у нас были сомнения, что животным будет тяжело акклиматизироваться в условиях погоды Костанайской области, но особи прекрасно зимуют на вольном выпасе, появляется потомство, вид полностью освоился. Интересный случай связан с ними во время наводнения — согласно данным GPS-трекера (за животными продолжается наблюдение после выгона на волю с помощью ошейников — прим. автора), куланы за несколько дней до обрушения паводка мигрировали в более безопасные районы и ни одна особь не пострадала, — делится Рустам Бидибаев.
Хищники лошадям Пржевальского тоже на данный момент не грозят: на объект, к примеру, волку, будет попасть трудно, да и кормовая база пока позволяет не заглядываться на уникальных животных. К тому же, по физическим данным, керкулан может запросто отбиться от хищников.
После карантинного периода (в среднем при таких условиях реинтродуцированные животные находятся год) планируется отпустить их на волю. Лошади получат специальные ошейники с навигацией, благодаря которым контроль будет вестись постоянный. Плюс дополнительно обеспечат охрану местные егерские службы, природоохранная полиция, сотрудники национальных парков.
Ранее рассказывал, как стартовала программа по восстановлению дикой лошади в степях Костанайской области.