— Похоже, что случаи гибели тюленей на Каспийском море повторяются ежегодно. Сколько тюленей сейчас в море? Каждый год их количество растет или уменьшается?
— Действительно, смертность тюленей регистрируется ежегодно. Это касается не только тюленей, но и других животных. Но я бы приписал эти события естественному закону природы. По мере увеличения численности животных увеличивается и смертность. Например, 1 процент из 100 тысяч тюленей — 1 тысяча и если ежегодно будут умирать в таком количестве — это нормально.
Недавно найденные около 300 трупов тюленей (если рассматривать их как 100 тысяч — ред.) составляет всего 0,3 процента популяции. Проблема не в гибели тюленей, а в отсутствии четкого надзора и контроля.
По разным источникам, в Каспийском море насчитывается от 100 до 300 тысяч тюленей. Здесь мы не можем сказать точное количество тюленей из-за отсутствия конкретных переписных, мониторинговых, контрольных работ. Поэтому трудно сказать, увеличивается или уменьшается популяция тюленей.
— Есть разные мнения на счет гибели тюленей. Одни говорят о влиянии производства, а некоторые указывают на болезни. Как Вы думаете, в чем основная причина, какие факторы Вы бы назвали, и как решить проблему?
— Как я уже упоминал, сейчас нет точной информации. Разные факторы могли повлиять на гибель тюленей, например: загрязнение воды, природные явления, корабли, ловушки созданные браконьерами. Я не исключаю ни один из этих факторов, но и причину не могу назвать конкретно. Мы вынуждены ограничиться только высказыванием своего мнения. Если бы к мониторинговым работам привлекались независимые эксперты, образованные специалисты, то мы бы вовремя узнали точные причины. Эта информация должна быть опубликована в социальных сетях.
Но из-за того, что этого нет, каждый продолжает писать разные мнения. Например, в социальных сетях люди предполагают, что: «может они заболели, в море разлилась нефть». Мы не можем запретить публиковать такую информацию. Потому что ни у общества, ни у экологов нет доказательств. В свою очередь, мы не можем обвинять производства без причины.
Чтобы этого не произошло, необходимо привлекать независимых экспертов для изучения проблемы. Но и здесь есть препятствия. К примеру, согласно Предпринимательскому кодексу РК, привлекать независимых экспертов можно только за счет компаний, финансируемых из государственного бюджета. Только после этого их могут вызвать на проверку департамент экологии и прокуратура, а также включить в работу.
Как мы можем назвать их независимыми экспертами, если они зависят от бюджетного финансирования? На мой взгляд, при мониторинговой работе должны быть приглашены специалисты которые любят природу и не получают финансирования от государства. А этот процесс мы реализуем только с внесением соответствующих изменений в упомянутый выше Предпринимательский кодекс. Мы уже много раз высказывали это предложение на собраниях.
Ранее руководитель Мангыстауской областной Ассоциации рыбного хозяйства и аквакультуры сообщил о том, что осетровые рыбы и птицы гибнут наряду с тюленями в Мангистау.