В Казахстане снова планируется введение дополнительного пятипроцентного взноса в пенсионный фонд, который будет удерживаться у источника выплаты
В Казахстане снова пытаются ввести дополнительный пятипроцентный пенсионный взнос, платить который должен работодатель.
В Казахстане снова подняли вопрос о введении дополнительного пятипроцентного пенсионного взноса за счёт работодателя. Об этом на своей странице в Facebook сообщил председатель управляющего совета при Министерстве национальной экономики Казахстана Олжас Худайбергенов.
Напомним, в июле 2019 года Министерство труда и соцзащиты населения объявило, что с 1 января 2020 года каждый работодатель будет обязан перечислять в ЕНПФ, помимо обязательных 10%, дополнительные 5% от зарплаты работника. Соответствующий закон был принят ещё в 2015 году, внедрить новшество планировалось в 2018-м, однако позднее в Минтруда перенесли нововведение на 2019 год.
Эти дополнительные пятипроцентные взносы, как предполагалось, не будут учитываться как собственность казахстанцев, не будут наследоваться и будут фиксироваться на условном пенсионном счёте каждого работника, открытом в ЕНПФ.
Такое нововведение вызвало негодование общества и бизнесменов, после чего глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил отложить его до 2023 года. Но, по данным Олжаса Худайбергенова, концепция законопроекта уже проходит согласование в госорганах и НПП «Атамекен».
«Все вы знаете, что в августе-сентябре 2019 года было сильное возмущение общественности и бизнеса по поводу введения дополнительного 5% пенсионного взноса вдобавок к текущей и без того высокой налоговой нагрузке на Фонд оплаты труда (около 35%). Эта норма уже сидит в законе, но президент отложил эту норму на три года и поручил создать рабочую группу по реформированию пенсионной реформы, найти альтернативу, которая позволит избежать введения этого 5% взноса. И как вы думаете? Министерство труда, Национальный банк РК, ЕНПФ и прочие подумали, подумали и… снова предлагают Президенту ввести эти 5%. Концепция проходит согласование в госорганах и НПП», – написал экономист.
Эксперт отметил, что государственные финансовые структуры пренебрегают поручениями Касым-Жомарта Токаева, которые были озвучены два года назад.
«Удивляет логика тех, кто это предлагает – они не смогли найти альтернативу (хотя она есть), не понимают ситуацию в бизнесе (она хуже, чем до пандемии), не понимают политические обстоятельства (предлагают Президенту сделать ровно то, от чего он отказался два года назад, фактически демонстрируя явное пренебрежение его поручениями). В общем, «история повторяется дважды – сначала в виде трагедии, потом в виде фарса», – написал экономист.
Напомним, в Послании народу Казахстана от 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» глава государства отмечал, что необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода. Правительство должно обратить внимание и на растущий объём социальных отчислений.
«С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем. Однако есть риски, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень. Поэтому поручаю правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Затем вернёмся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущих пенсионеров, так и работодателей. Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом. Это по сути дополнительные налоги», – говорится в Послании.
Пенсионная система дала сбой
Как отметил Олжас Худайбергенов, ввод дополнительного 5-процентного взноса обосновывается тем, что текущая модель пенсионной системы не позволяет обеспечить достаточный уровень пенсий, а значит, к текущим 10% взноса надо ввести дополнительные 5%.
Однако, по его мнению, это неправильный подход.
«Во-первых, это однозначный рост нагрузки на бизнес: если считать в годовом объёме, то около 500 млрд тенге. Во-вторых, если при 10% ставки треть экономически активного населения не имеет накопления, и еще 63% населения имеет накопления ниже порога достаточности, то здесь надо менять конструкцию системы, а не наращивать размер взносов. В-третьих, идея повысить ставку исходит от тех людей, которые и создавали действующую модель. У них есть реальный конфликт интересов, когда они в принципе не могут критически рассматривать плоды своей деятельности, оставляя поиск решений лишь в русле косметических изменений или простого повышения взносов. В-четвертых, есть другие конструкции пенсионных систем, которые в корне меняют отношение граждан к пенсионным накоплениям, стимулируя их показывать зарплату официально и платить все налоги. И эти конструкции не предполагают рост нагрузки на Фонд оплаты труда», – подчеркнул Олжас Худайбергенов в интервью Informburo.kz.
Эксперт Аналитического центра Central Asia Cronos Сергей Полыгалов напомнил, что в 2019 году эти 5% предполагалось ввести для работодателей, сотрудники которых заняты на работах с вредными и особо вредными условиями труда.
«Как сейчас предусматривается введение дополнительных 5%, пока не ясно. С одной стороны, дополнительные отчисления должны быть призваны увеличить пенсии граждан, занятых на вредном производстве. Это вполне логично. Но есть несколько сомнительных моментов. Во-первых, налоговая нагрузка на бизнес и сотрудников и так достаточно велика: пенсионный взнос, социальный налог, ОСМС, ИПН. Около трети экономики Казахстана продолжает оставаться в тени. Введение дополнительного налога может отрицательно сказаться на желании бизнеса работать «по-белому». Да и вводить дополнительные налоги сейчас, когда экономика только начинает становиться на ноги после коронакризиса (который, кстати, ещё не закончился), не вполне логично», – отметил Сергей Полыгалов в интервью Informburo.kz.
Эксперт напомнил: в законодательстве отмечается, что эти дополнительные пятипроцентные отчисления не будут являться собственностью граждан.
«Согласно закону, они (отчисления. – Ред.) будут фиксироваться на условном пенсионном счёте каждого работника и не будут передаваться по наследству. Накопления должны будут выплачиваться по достижении пенсионного возраста, как предполагается, определённой категории пенсионеров, но слово «условный» в названии счёта настораживает. И конечно, возникает вопрос: если на счёте накопилась определённая сумма денег, а человек не дожил до получения пенсии, то куда эти деньги пойдут дальше?» – недоумевает аналитик.
Казахстанцы забрали из ЕНПФ слишком много пенсионных
Сергей Полыгалов считает, что такая мера ввода дополнительных отчислений наводит на мысль, что в связи с выплатами излишков пенсионных накоплений, которые начались в начале 2021 года, «что-то пошло не так».
«Такое ощущение, что ЕНПФ дополнительными 5-процентными сборами хочет, если так можно выразиться, создать подушку безопасности на случай нехватки средств в фонде. На эту мысль наводит то, что разговор о введении дополнительных 5% начался как раз после того, как большинство граждан вывели часть своих накоплений», – заключил эксперт Аналитического центра Central Asia Cronos.
По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, пятипроцентное повышение пенсионных взносов – несмотря на то, что его отложили – вполне реальное будущее.
«Сначала некоторые специалисты продавили досрочное снятие пенсионных на жильё, а теперь подсчитали-прослезились, поняв, что ЕНПФ у нас не бездонный и будет немало вопросов, как его пополнять. Создаётся впечатление, что в столице сначала решили потратить все деньги, а потом увидели, что запасов не остаётся», – говорит эксперт.
Расул Рысмамбетов полагает, что дальнейшее повышение обязательных взносов в бюджет неминуемо приведёт к уходу от налогов, к «серой» занятости. По его мнению, стране нужен более тщательный подход к планированию бюджетных расходов и госинвестиций в проекты, которые реально приносят деньги.