Согласно статистике, после введения карантинных мер Казахстан столкнулся со вспышкой домашнего насилия. Самоизоляция негативно повлияла на психоэмоциональное состояние отдельных граждан. Как сообщила член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Салтанат Турсынбекова, действующие правовые инструменты борьбы с насилием на сегодняшний день не эффективны, поскольку каждый второй семейный дебошир остается безнаказанным,
По данным ООН, такая ситуация складывается практически по всему миру, особенно в странах, где ввели жёсткий карантин.
В ходе своего выступления Турсынбекова отметила, что насилие над женщинами и детьми все еще остается самым распространенным негативным явлением во всем мире. Страны едины в том, что в искоренении насилия самая главная задача — это предупреждение, а не борьба с последствиями. И для этого, по словам спикера, необходимо определить первопричины и решать проблемы на корню, не дожидаясь, когда наступят тяжкие последствие.
Турсынбекова подчеркнула, в период карантина произошла «вспышка домашнего насилия».
«После введения карантинных мер во многих странах мир столкнулся со вспышкой домашнего насилия. Самоизоляция негативно повлияла на психоэмоциональное состояние отдельных граждан и тем более тех лиц, где ранее уже были конфликты. В этот период мы знаем в большей опасности оказались женщины и дети, лица с ограниченными возможностями. Об этих всех фактах сегодня свидетельствуют новостные ленты, социальные сети, когда мы сталкиваемся с жуткими проблемами в семьях», — сообщила спикер.
Однако Турсынбекова отметила, данная проблема «не возникла вдруг и неоткуда». Если обратимся к статистике, то в 2015 году из зарегистрированных случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, количество составило 86 процентов. Уже к 2019 году они возросли резко на 18,7 процента.
«Умышленные причинение средней тяжести здоровью в семейно-бытовой сфере, если в 2015 году их количество составляло два процента, то в 2019 году уже 11 процентов. Это говорит, что принимаемые меры не эффективны, раз их количество возрастает. Только за пять месяцев текущего года правонарушений в семейно-бытовой сфере увеличилось на 25 процентов. Это данные только на май, я боюсь утверждать, что все 40 процентов мы уже имеем в семейно-бытовой сфере. Я думаю, что нам сегодня нужно обсуждая принимать меры. Мы понимаем, что проблемы есть и их надо решать, но мы должны озадачиться, – что нужно предпринимать.
Анализ показал, что действующие правовые инструменты борьбы с насилием на сегодняшний день не эффективны. Принятый в 2009 году закон «О профилактике бытового насилия» за 10 лет уже устарел. Его нормы не оказывают сегодня существенного влияния на улучшение ситуации. Нужен новый закон, ведь в него неоднократно вносились изменения», — озвучила правозащитница.
В частности, по словам спикера, отраженные в законе превентивные меры борьбы с насилием носят несистемный и некомплексный характер. Закрепленные в законе компетенции субъектов профилактики не позволяют в полной и эффективной мере реализовать реальные потребности общества, в чем приходится убеждаться в ежедневной практике.
«В структуре закона отсутствуют цели и задачи по противодействию семейно-бытового насилия, требует расширения перечень понятий, не определен конкретный орган, который должен координировать эту работу и обеспечивать эффективное взаимодействие. Отсутствуют нормы законодательства, которые предусматривают ответственность за нарушения законодательства в сферам семейно-бытового насилия. Не закреплены нормы по проведению системного анализа, мониторинга и комплексных исследований. Есть проблемные вопросы с примирением, когда правонарушитель остается безнаказанным и идет на повторное нарушение. Более половины дел прекращаются за примирением, то есть каждый второй семейный дебошир остается безнаказанным. Каждый четвертый примеряется при повторном его совершении», — сообщила Турсынбекова.
По ее словам, это не полный перечень, который доказывает, что действующая правовая база не обеспечивает полноценную защиту каждого. Не обеспечивает женщин и детей реальными защитными механизмами.
С учетом всех этих проблем, депутатами Парламента инициированы два новых закона: Закона РК «О противодействии семейно-бытовому насилию» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам семейно-бытового насилия».