В северном Казахстане услуги пассажирских перевозок оказались в руках нелегалов из-за отсутствия организованного транспортного потока. Ограничения на перевозки были введены в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции.
В Петропавловске из-за эпидемии коронавируса в стране, простаивает автовокзал, свободную нишу захватывают «бомбилы».
Междугородные перевозки либо ограничены, либо запрещены. Зато особенно оживились нелегальные перевозчики. Максимум – 300 км Пассажирские перевозки, как и практически любой другой ранее налаженный бизнес, в период пандемии коронавируса изрядно потрепало. Закрытие городов и сел на карантин, запрет на передвижение общественного транспорта как внутри населенных пунктов, так и вне их – явно о прибыли и мечтать не приходится.
А вот убытки еще предстоит подсчитать наверняка не один раз. Сейчас регионы Казахстана по-прежнему особенной стабильности по распространению КВИ не отличаются и потому то и дело кочуют от зеленой зоны к красной. И если городские перевозчики в Северо-Казахстанской области худо-бедно работают, хоть и вновь с локдаунами выходного дня, то межгородские или межобластные маршруты попросту встали и сегодня доведены до критической точки. В такой ситуации, например, находится Петропавловский автовокзал. Об этом на недавнем заседании регсовета по защите прав предпринимателей рассказала директор компании Александра Сысоева.
Согласно установленным в период пандемии правилам, передвижение межрегиональных автобусов зависит от того, насколько сильно бушует вирус. Зеленая зона – дороги открыты, можно спокойно отправляться в маршрут. Желтая – ситуация похуже, но не фатальная – разрешены сообщения на расстояние не более 300 км. Красная, соответственно, подразумевает полный запрет. В Северо-Казахстанской области сейчас зафиксирован последний, не слишком оптимистичный вариант. Правда, с конца декабря прошлого года и до 19 января 2021-го возможность осуществлять междугородние перевозки была, но из-за недопонимания между бизнесом и госорганами маршруты так и не заработали. И, пока автовокзал простаивает, нишу межрегиональных перевозчиков захватывают «бомбилы».
Для них нет никаких ограничений, нет границ по расстояниям и, конечно, нет гарантий санитарной безопасности. «Мы девять месяцев находимся в такой ситуации, что нелегальный бизнес работает и процветает, транспорт идет во все регионы, а мы нет. Даже с нашей привокзальной площади водители перешли с легковых авто на микроавтобусы. Получается, мы в разных правовых полях с ними находимся. У них нет ни санитайзеров, ни сопроводительных документов, а наши автобусы не могут выехать в города ближайшие. На сегодня предприятие уже несет убытки в размере 9 млн тенге, и у нас стоит вопрос – что делать дальше?» – рассказала директор автовокзала.
Вопрос вызывает и ограничение по расстоянию в желтой зоне. 300 км – это максимум Кокшетау, Щучинск и Боровое. Маршруты на соседний Костанай уже не предполагаются, Нур-Султан также мимо. Отличное поле для расцвета нелегальных перевозок, поскольку эти пункты на карте одни из самых популярных у североказахстанцев. Нелегальные перевозки: как это работает?
Летом 2020 года корреспонденту inbusiness.kz довелось прочувствовать всю «прелесть» нелегальных перевозок. Служебная необходимость позвала в столицу, так как дело было срочным, а автовокзал не работал, пришлось доверить свои жизнь и здоровье «бомбилам». Четыре тысячи тенге до Кокшетау, и там снова искать транспорт, чтобы попасть уже в саму столицу. Обычно водитель тебя находит сам. В дело тут же вступают «рыночные отношения», исход которых зависит от того, насколько дорогой получится поездка. Утвержденных тарифов нет, и суммы берутся «с потолка».
Примечательно, что таксист не стесняется нагло хитрить – за поезд из Кокшетау до Нур-Султана с первого найденного пассажира берет 10 тыс. тенге и обещает тому, что тот поедет с комфортом и в гордом одиночестве. Но деньги взяты, и «предприниматель» тут же находит еще нескольких бедолаг, которым нужно попасть в главный город Казахстана. С каждым пассажиром он договаривается индивидуально: с одного берет всего три тысячи тенге, а с другого уже семь тысяч тенге. Первый пассажир, которому обещали одиночный рейс и взяли десятку, недоумевает, возмущается, на что водитель со свойственной ему простотой отвечает: «А что, жалко, что ли?» Учитывая, что деньги уже заплачены, альтернативы в виде других машин близко не видно, пассажир оставляет претензии.
Водитель, довольный тем, что хитрость сработала, отправляется в путь. Стоит ли говорить, что подобные поездки опасны? Безусловно. Ближе к столице водитель явно начинал клевать носом за рулем, спасаясь энергетиками и битьем самого себя по щекам. О какой-либо санитарной безопасности также речь не идет: ни санитайзера, ни банальных влажных салфеток в машине, как правило, не имеется. Пусть этот пример, возможно, единичный, но очень наглядно демонстрирующий, что запрет на пассажирские перевозки не смог бы никак остановить разгул коронавируса, поскольку у нелегального такси «руки развязаны».
Представители официального бизнеса уверены, что необходимо пересмотреть вопрос с километражем и увеличить его с 300 хотя бы до 500-550 км, чтобы охватить больше городов и обеспечить максимально безопасный проезд граждан.