— Как Вы оцениваете решение Конституционного суда о недопустимости неравного отношения к лицам, желающим усыновить детей, в зависимости от их пола?
— Во-первых, подход к этому вопросу не должен основываться на феминизме или защите прав мужчин. На мой взгляд, мы должны ставить во главу угла интересы ребенка, а не интересы мужчин или женщин. Важно помнить, что прежде всего нас интересует благополучие ребенка. Если ребенок воспитывается в семье с обоими родителями, то это снижает вероятность возникновения сомнений. Когда же один родитель, будь то отец или мать, это вызывает вопросы о том, сможет ли он справиться с экономической и психоэмоциональной нагрузкой. Даже в полноценной семье, где есть оба родителя, мы наблюдаем психоэмоциональное выгорание. А усыновление ребенка — это всегда дополнительная нагрузка. Не следует переоценивать свои силы, — говорит Нуркен Халыкберген.
— Как Вы считаете, существуют ли обоснованные причины для ограничения права на усыновление для одиноких мужчин?
— Давайте обратимся к статистике и посмотрим на количество преступлений, совершаемых на почве бытового насилия. Это не связано с какой-то патологической жестокостью мужчин или их неспособностью к нежным чувствам. На мой взгляд, здесь вопрос больше касается образования и воспитания. Повторюсь, в этом вопросе мы должны исходить не из интересов мужчин или женщин, а из безопасности детей, — отмечает он.
— Все же, как Вы считаете, могут ли одинокие мужчины обеспечить такой же уровень заботы и поддержки ребенку, как и одинокие женщины или семейные пары?
— Преступником может быть как женщина, так и мужчина, и дискриминация по полу в этом вопросе неправильна. Правовая статистика подтверждает это. Женщины могут быть не менее жестокими, чем мужчины. Мы должны исходить не от пола, а от правосознания гражданина и его готовности обеспечить уход, экономическую безопасность и психоэмоциональный комфорт ребенку. Если в этом вопросе необходима проверка, то она должна проводиться вне зависимости от пола и расовой принадлежности, — заявил Нуркен Халыкберген.
— Вы упомянули проверки. Какие дополнительные проверки или условия, по вашему мнению, могли бы быть введены для одиноких мужчин, желающих усыновить ребенка, чтобы гарантировать безопасность и благополучие детей?
— Во-первых, это должен быть пробационный контроль. Человек, который желает усыновить ребенка, должен доказать обществу, что он эмоционально и физически готов и способен справляться с этой задачей. Для этого недостаточно одной разовой бюрократической процедуры, где он собирает справки и рекомендации. Человек должен демонстрировать свои качества на практике. Это может быть участие в волонтерских движениях и работа в социальных учреждениях, при этом не несколько дней, а систематически, в течение как минимум полугода. Безопасность детей должна быть приоритетом, — подытожил многодетный отец.
Ранее мы писали, что Конституционный суд признал одно из положений Кодекса о браке и семье, согласно которому мужчины не могут быть усыновителями за исключением особых случаев, не соответствующим Конституции.