Мониторинговая миссия ООН в своем докладе заявляет, что Россия, пытаясь укрепить свой контроль, создала атмосферу страха в оккупированных регионах Украины, грубо нарушая международное гуманитарное право.
Авторы доклада пообщались с более чем двумя тысячами человек, чтобы прийти к выводу об атмосфере страха в российской оккупации. Респонденты рассказали о преследовании, принуждении и уничтожении украинской идентичности.
«Действия Российской Федерации разорвали социальную ткань общества и оставили отдельных людей изолированными, что привело к глубоким и долговременным последствиям для украинского общества в целом», — заявил Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк.
Авторы доклада обращают внимание, что сначала российские войска репрессируют тех, кого подозревают в проукраинских взглядах, но в дальнейшем давление распространяется на все большее количество людей. Вспомнили в отчете и о практиках доносов.
Обратили внимание в ООН и на принудительную паспортизацию и отказывающихся от российского паспорта. Да, людей, отказавшихся от российского гражданства, фактически изолируют, отказывая, например, в медицинской помощи. Украинские правозащитники знают о не менее 15 таких случаях.
Так, например, гауляйтер пгт Лазурное Херсонской области Александр дудка заявил, что жителям без паспорта РФ не будут выдавать инсулин и другие медикаменты. Также гауляйтер назвал «ждунами» людей, чьи дети перестали посещать школы после оккупации. Дудка призвал их «собирать вещи и готовиться к выезду».
Авторы доклада в очередной раз раскритиковали украинские власти за «слишком широкое и нечеткое положение» Уголовного кодекса по коллаборационизму.
«Такие судебные преследования трагически привели к тому, что некоторые люди становятся жертвами дважды — сначала во время российской оккупации, а затем снова, когда их преследуют за коллаборационизм», — считает Тюрк.
В ООН призвали Россию немедленно прекратить вооруженное нападение на Украину, а также отойти к международно признанным границам в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и международного права.