Андрей Чеботарев: “Необходимо вести борьбу с оплатой крупных покупок «налом»

«Запрет крупных покупок, таких как, автомобиль или недвижимость за наличный расчет, позволит вывести из «тени» не облагаемые налогом средства жителей страны» — считает аналитик Андрей Чеботарев.

«Такие меры будут более эффективными, чем попытка контроля небольших денежных переводов между производителями — предпринимателями и потребителями товаров — услуг» — добавил А. Чеботарев.

В прошлом месяце зампремьер-министра Алихан Смаилов заявил о необходимости полноценно охватить налогообложением деятельность предпринимателей, в том числе и в части мобильных переводов.

А недавно министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщил, что фискализация мобильных переводов, используемых в предпринимательской деятельности, является не новым видом налога, а лишь корректным отражением доходов. Переводы между физическими лицами также не облагаются налогами, отметил он.

К тому же министр заявил о том, что вырабатываются механизмы по разделению мобильных переводов, используемых и личных целях и в предпринимательской деятельности.

Между тем, аналитик инвестиционной компании Exante в Казахстане Андрей Чеботарев считает идею налогообложения денежных переводов сложно реализуемой. А отличить, кому совершается перевод – возвращается ли долг другу или проводится оплата индивидуальному предпринимателю за какую-либо услугу или товар – сложно.

«Физические лица и ИП имеют тот же ИИН. Попытка приравнять физлица к юрлицам очень странная. На мой взгляд, все это труднореализуемо и направлено лишь на словесные интервенции, которые должны побудить предпринимателя работать честно и «в белую», — уверяет аналитик.

При этом, как отмечает Андрей Чеботарев, эта инициатива была актуальна и имела какую-либо целесообразность в 2019 году. Именно в этот период отмечался наибольший ажиотаж в покупках товаров и услуг за денежные переводы.

«Однако с тех пор ситуация значительно изменилась: появились терминалы оплаты, стал доступен расчет через QR-коды даже без использования терминала. Сейчас наш цифровой банкинг идет по китайскому пути. Например, там оплата производится легко, через специальное приложение. Потребитель не задумывается, кому он платит. Ему лишь показывают QR-код, а система сама определяет, кому поступают деньги: физлицу или предпринимателю. Если деньги получает предприниматель, то перевод отправляется на расчетный счет. То есть система развивается, поэтому говорить о подавляющем большинстве физических переводов вместо оплаты нецелесообразно», – считает он.

Также аналитик отметил, что система оплаты вместо физических переводов хорошо стимулируется различными бонусами для покупателя – кэшбэками. Покупатель может предпочесть оплатить товар через QR-код или банковскую карту, а не денежным переводом. За это он получает дополнительные проценты.

«Людей, которые оплачивают переводом, стало меньше. Большинство предпочитают платить через терминалы, так как они получают кэшбек. Банки делают терминалы более дешевыми, появляются мобильные терминалы. Процесс идет естественным путем и придет к тому, что мобильных переводов станет меньше. Но пока во главе угла стоит удобство и предпринимателя, и покупателя», — объясняет Чеботарев.

Между тем, он отмечает, что казахстанцы уже не готовы вернуться «в нал». Он поделился опытом, как проводил небольшой эксперимент, предлагая оплатить недорогую покупку купюрой в тысячу тенге. Но сами предприниматели отказывались от наличных, предпочитая им оплату картой, и даже предлагали «занести деньги потом», чтобы не искать мелочь на сдачу.

Что касается опасений предпринимателей касательно налога, который даже новым, по сути, не является, то тут, считает аналитик, причина в том, что они не хотят усложнений, а также выплаты комиссий за эквайринг, который у разных банков составляет от 1,5 до 2,5-3%.

Аналитик уверен – бороться нужно не с мобильными переводами. Выводить из тени нужно более крупные суммы. К примеру, запретить оплачивать наличными покупку машины или недвижимости.

«Президент не раз об этом говорил – вместо того, чтобы бороться с переводами, угрожая предпринимателям, нам нужно запретить покупать квартиры и машины за наличный расчет. Тогда очень быстро будет понятно, у кого откуда какие деньги, потому что во всем цивилизованном мире запрещена покупка дорогих предметов, товаров и услуг за наличный расчет. Если вы покупаете квартиру и приносите наличными 30-50 млн тенге, у вас никто не спросит, откуда у вас такие деньги, а если вы их принесете в банк, есть вероятность что вас спросят, где вы их взяли. Именно это послужит драйвером выхода многих вещей из тени, а не борьба с частными переводами у дома за хлебушек, молоко и кефир», — заключил спикер.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version