В МИД РК утверждают что, приток иностранных инвестиций в Казахстан из-за пандемии может уменьшиться почти на треть. На восстановление инвестпотоков потребуется больше года.
Однако есть и хорошие новости – страна остается лидером по привлечению инвестиций в центральноазиатском регионе и здесь есть что предложить инвестору, кроме нефти и газа. Об этом в интервью рассказал заместитель министра иностранных дел РК Алмас Айдаров.
— Ваша работа по многом связана с рабочими поездками за границу – на встречи, форумы, переговоры. Как пандемия повлияла на коммуникацию с инвесторами?
- Как и весь мир, с марта мы вынуждены были перейти на дистанционные встречи и работу в онлайн-режиме. Конечно, в новых условиях приоритет был отдан действующим инвесторам, чьи проекты находятся на стадии реализации, так там задействовано много людей, рабочий персонал. К тому же, во всем мире прервались цепочки поставок, и мы в первую очередь занимались тем, чтобы наладить их. К примеру, груз часто застревал в Китае. Были дни, когда на перевалочных станциях вообще не было людей, работников. Было важно, как можно быстрее решить эти вопросы.
У нас так же есть большой пласт работы по инвестиционным контрактам, которые с нами подписывают инвесторы. Вот здесь пандемия нам даже помогла, мы очень быстро перешли на онлайн-подписание. Так, мы уже подписали онлайн 28 контрактов на сумму 310 млрд тенге. Если раньше нужно было сдавать документы в ЦОН, и же напрямую нам, то теперь документы загружаются на онлайн-площадки, и мы их быстро отрабатываем. Тяжелее обстоят дела с новыми инвесторами. Потому что вопрос переговоров носит не только официальный характер, тут очень важно доверие между партнерами. Вести переговоры онлайн, обсуждать вопрос с незнакомыми людьми очень непросто. Важен личный контакт.
— Эксперты называют нынешний кризис одним из худших за последние 100 лет. Как этот кризис повлиял на привлечение инвестиций в Казахстан?
- С начала года мы активно следим за различными прогнозами, очень много было различных предсказаний и аналитики. Многие авторитетные эксперты сходятся во мнении, что в этом году мир потеряет 40% инвестиций. 5 тысяч крупнейших компаний заявили о том, что они потеряют около 50% своей прибыли. Это означает, что все эти компании будут урезать свои инвестиционные проекты, вложения, потому что сейчас главный вопрос- сохранение бизнеса, сохранение рабочих мест, социальных обязательств. И Казахстан не станет исключением — в этом году приток иностранных инвестиций будет ниже прошлого года и естественно, изменения будут.
— Насколько существенные изменения?
- Мы ожидаем где-то на уровне минус 30%. Отрадно, что в большинстве своем – это потери, связанные с добычей нефти и газа. Но к примеру, в той же обрабатывающей промышленности по итогам полугодия мы видим, что сильных потерь у нас нет. Здесь показатели по привлечению инвестиций почти на прошлогоднем уровне — минус 3-4%. Как видно, обрабатывающая сфера устойчива к кризису.
— Какие еще направления кроме сырьевых интересны сегодня иностранному инвестору?
- Казахстан — страна с богатыми ресурсами, поэтому горнодобывающая отрасль у нас все еще превалирует. Все равно это первое, что привлекает в Казахстане крупных иностранных инвесторов. На втором месте я бы отметил сельское хозяйство. В денежном выражении это не такое капиталоемкое направление, но здесь очень много инвесторов. Очень популярна альтернативная энергетика. Ежегодно мы вводим 20-25 больших солнечных и ветряных станций в Казахстане. Буквально 5-7 лет назад нам приходилось давать тариф порядка 37-38 тенге за кВт, чтобы инвесторы шли. Сейчас по солнцу торги начинаются с 17-ти тенге и ниже. Это привлекательная сфера.
— Как далеко мы продвинулись в плане привлечения инвестиций, как вы по 10-балльной шкале оцениваете инвестклимат в Казахстане?
- Согласно последнему рейтингу Doing business Казахстан по легкости ведения бизнеса занял 25 место из 190 стран. Я считаю, что у нас достаточно развита правовая инфраструктура, хорошее законодательство, отвечающее в полной мере международным практикам по защите и по ведению бизнеса. Но есть сложности с инфраструктурой, учитывая нашу географию и дальность расстояний. Принимая тот факт, что мы страна, не имеющая выхода к морю, это изначально очень сильно бьет по инвестклимату. С учетом этого, я бы оценил инвестклимат в Казахстане на 8-ку. Но в целом, мы являемся лидерами по объему привлекаемых инвестиций в Центральной Азии.
— Как решается вопрос с инфраструктурой? Ведь и это тоже важная составляющая климата.
- У нас есть различные государственные программы, которые предусматривают подведение внешней инфраструктуры для МСБ. С крупным бизнесом все сложнее, там стоимость куда выше. Мы проработали компромисс, сейчас для отдельных крупных инвесторов будет предусматриваться подведение инфраструктуры через госкомиссию, на рассмотрение которой вносится проект. Комиссия рассматривает, каков объем инвестиций, сколько рабочих мест будет создано, и если это соответствует запрашиваемой сумме для подведения инфраструктуры, то на уровне правительства принимается о выделении средств из республиканского бюджета. Также мы запросили норму, при которой инвестор берет строительство внешней инфраструктуры на себя, а в последующем эта сумма будет учитываться за счет послаблений в налогах. Мы надеемся на поддержку законодателей.
— Как обстоят дела с инвестициями в регионах?
- Сегодня практически все инвестиции в регионах. Там понимают, что привлечение инвестиций — один из приоритетов их работы, и все на это нацелены. Между регионами даже существует внутренняя конкуренция за инвесторов. Если исходить из цифр, больше всего иностранные инвестиции идут в Западный Казахстан, Алматы и Нур-Султан. Также в лидеры выбивается Туркестанская область, ВКО, Карагандинская область. Плюс есть региональные предпочтения в зависимости от происхождения самих инвесторов. Например, турецкие и арабские инвесторы предпочитают южные регионы. Европейцы стараются быть ближе к столице.
— Назовите главные причины, почему инвесторам стоит ехать со своим капиталом в Казахстан?
- Наверное, один из важных факторов — политическая стабильность, это классика. В нынешнее время этот фактор актуален на нашем континенте. Мы видим, что происходит в мире, а любой инвестор в первую очередь думает о том, чтобы сохранить свои инвестиции. С этой точки зрения Казахстан привлекателен. Второй фактор – растущая экономика нашего региона. У нас очень удачное расположение, большой транзитный потенциал и огромный рынок, растущий вокруг – это и Россия, и Китай. Третья причина – свободные ниши и привлекательность новых секторов.
— Какие прогнозы на окончание 2020 года?
- На восстановление инвестиционных потоков уйдет этот и весь следующий год. Мировая экономика вернется к показателям 2019 года к концу 2021 года. Сейчас важно валовое привлечение инвестиций. Если весь мир упадет в показателе по привлечению инвестиций на 40%, то нам надо выдержать не больше 30%. Мы понимаем, что потеряем в нефтегазовом секторе. Потому что большие рынки будут сокращаться, замораживаться, но необходимо сохранить другие отрасли – сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, услуги, торговлю, где сконцентрировано больше всего рабочих мест. МСБ очень чувствителен. Поэтому сейчас вся господдержка направлена на эти сектора.