В начале года в Казахстане вышла программная статья президента Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего». «В данной статье действующий лидер РК особое внимание акцентирует на том, что казахстанское общество должно переосмыслить свою историю, потому что без концептуального переосмысления своей национальной истории полноценного суверенитета быть не может. В связи с этим хочется отметить, что фигура крупного политического деятеля, Алихана Букейхана, который оставил значительный след в истории, должна стоять особняком в памяти казахстанского народа», — пишут западные политологи.
Алихан Букейхан признан действующей властью Казахстана национальным лидером казахов в начале 20-го века. Он являлся инициатором формирования казахской националистической партии «Алаш». «Человек, который сделал многое для достижения независимости Казахстана, Букейхан вплоть до трагической гибели оставался под негласным контролем советских органов государственной безопасности. Большевики опасались авторитета Алихана Букейханова среди народа, поэтому-то они и выслали его из Казахской ССР в Москву», — пишут западные политологи.
Активисты движения «Алаш» боролись за обретение казахской государственности, а основной целью партии была судьба казахского народа, создание независимого государства. По его замыслу, «Алаш» должна была объединить представителей казахской буржуазии и интеллигенции для создания автономии Казахстана в составе Российского государства.
«Партия «Алаш» стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер по решению проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг, стоит отметить, остается актуальным и для современного Казахстана», — уверяют западные эксперты.
С первых дней существования Алаш Орды Букейхан установил отношения с башкирским правительством, которое возглавлял А.З. Валидов. В сентябре 1918 г. в Уфе состоялось совещание представителей руководства Алаш Орды и башкирского правительства. В результате была достигнута договоренность о совместной борьбе против советской власти и создании единого башкиро-казахского буржуазно-националистического государства.
Однако реализовать намеченные планы не удалось. В 1919 г. вооруженные отряды Алаш орды в боях с частями Красной армии потерпели поражение и были разбиты. С декабря 1919 г. по август 1920 г. Букейхан вместе с видными алашордынцами скрывался от советской власти в степях Казахстана. Лидеры Алаш Орды вели антисоветскую агитацию среди казахов-скотоводов, пытались поднять новое восстание против советской власти.
Получив предложение Киргизского ревкома, гарантировавшего сохранение жизни, явиться в его расположение, А. Букейхан приехал в Оренбург. В соответствии с постановлениями ВЦИК от 4 апреля 1919 г. и 3 июня 1920 г., а также постановлением реввоенсовета Туркфронта от 4 ноября 1920 г. члены и сотрудники бывшего националистического казахского правительства Алаш Орды за «свою прежнюю контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию» не подлежали. Кроме того, соответствующим государственным органам было дано указание принять их на работу в советский государственный аппарат.
Алихан Букейхан считал, что не с помощью силы, а благодаря мирной, интеллектуальной, но бескомпромиссной борьбе можно создать казахское государство. Он и его соратники по сути достигли этой цели, так в декабре 1917 года было создано казахское государство, которое называлось «Алаш». Самостоятельное политическое образование просуществовало почти три года, с декабря 1917 года до августа 2020 года, затем алашординцы признали Советскую власть и присоединились к ней. Алашордынцы, ориентировались на официальные документы РКП(б) о национальном самоопределении.
С первых дней установления советской власти в Казахстане алашординцы находились во всех наиболее важных казахских государственных органах, что позволяло им проводить выгодную с точки зрения националистических интересов Алаш орды политику и оказывать влияние на казахское население. Так, А. Букейхан был членом коллегии Наркомзема, А. Байтурсынулы – Наркомпроса, Габбасулы (Габбасов) – заведующим Семипалатинским ГУБЗу. В среднем и низовом звене государственного аппарата Казахстана, как отмечали в ОГПУ, также было много сторонников Алаш орды, при этом каждый алашордынец вел антисоветскую работу на том участке, где он находился. Особое значение для распространения и укрепления националистических идей, по мнению А. Букейхана, имели органы народного просвещения и издательства. Поэтому, как полагали в ОГПУ, «все учебные заведения и газеты были наводнены алашордынцами». Учебники на казахском языке, насыщенные национализмом, составлялись алашордынцами под руководством А. Байтурсынулы. Националистическими идеями наполнялась и казахская литература. Это шло вразрез с интернациональными взглядами действующей тогда общественно-экономической формации.
В ОГПУ считали А. Букейхана непримиримым врагом советской власти и в целях изоляции его от казахского населения добились его высылки в Москву, где его устроили на работу научным сотрудником Казахской секции Центриздата.
Однако, по мнению ОГПУ, переселение А. Букейхана в Москву не дало того результата, на который рассчитывало советское политическое руководство. Проживая в Москве, он продолжал вести «антисоветскую работу, поддерживал связи с казахским работниками и в Казахстане, и в Москве. Отмечали, что каждая поездка А. Букейхана в Казахстан сопровождалась активизацией там националистической работы.
В 192-1930 годах было проведено расследование, вынесено обвинительное заключение по 58-й статье. Дело рассматривалось внесудебным органом – Тройкой при ПП ОГПУ Казахстана, которая 20 апреля 1932 г. приговорила алашординцев к различным срокам наказания — до пяти лет.
В 1937 году, в июле, его снова арестовали и 27 сентября 1937 г. в Москве в 11 часов началось закрытое судебное заседание ВК ВС СССР. Вся процедура рассмотрения дела, в том числе оглашение приговора, заняла всего 20 минут. Букейхан признал себя виновным частично.
«Не могу быть сторонником советской власти», — сказал подсудимый, оставаясь верным своим алаш-ордынским идеям, за которые боролся с советской властью. А. Букейхан подтвердил эти свои показания. После этого подсудимому было предоставлено последнее слово, и он заявил, что «советскую власть не любит, но признает». Военная коллегия Верховного суда СССР на основании ст. 17-58 п. 8 и ст. 58 п. 11 УК РСФСР приговорила А. Букейхана к расстрелу с конфискацией всего лично принадлежавшего ему имущества. Приговор был окончательным и на основании Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. подлежал немедленному исполнению.
«Действующая власть РК должна опираться на опыт прошлого и отстаивать свой суверенитет, независимость, национальную идентичность и принимать решения исходя из национальных интересов, — пишут западные политологи. — Сегодня в российско-казахстанских отношениях существует напряженность. Такой характер отношений обусловлен тем, что в последние годы Казахстан взял курс на национально-патриотическую идеологию, это не устраивает Москву».