Айгерим Кулсейтова: как девушка из Казахстана покоряет европейский IT-рынок

На корреспондент узнал, что помогло казахстанке Айгерим Кулсейтовой управлять не только командой в топовой международной компании, но и собственной карьерой.

То, что будущее за IT, девушка поняла еще в 17. Нацелившись на tech-индустрию, Айгерим Кулсейтова подала заявку на стипендию программы «Болашак». И получила ее. Государственный грант оказался настоящим спусковым крючком для ее карьеры. Казахстанка поступила в Кембриджский университет, затем получила позицию в компании «большой четверки» и отправилась за MBA в одну из самых престижных бизнес-­школ. Действия Айгерим были выверены и последовательны. Подход оценили PwC, Amazon, а затем и Uber – сегодня Айгерим развивается именно здесь.

От Алматы до Кембриджа

2006 год. Девушка с техническим складом ума, способностями к математике и осознанием потенциала сферы IT. Именно тогда Айгерим решает выстроить стратегию развития своей карьеры вокруг интереса. Интереса к технологиям.

Будущий менеджер Uber окончила Кембриджский университет по специальности «компьютерные технологии». Образование профинансировало государство, условием которого было возвращение в страну.

«У нас было мало стартапов, в целом сфера была не очень сильно развита. Поэтому я решила получить опыт, который будет понятен работодателям на следующем этапе, причем не обязательно в Казахстане, а по всему миру», – вспоминает девушка. Первые пять лет карьеры Айгерим прошли под знаком «большой четверки».

По словам экс-сотрудницы PwC, стратегический консалтинг имеет свои особенности.

«Работа была ориентирована на клиента, ты должен быть доступен всегда и везде», – вспоминает собеседница. Кроме того, заказчики не всегда были готовы реализовывать результат работы на практике. «В моей нынешней роли ты сам внедряешь то, что рекомендуешь. Меня это больше мотивирует, чем возможность давать рекомендации клиенту, который, возможно, внедрит это, а возможно, и нет», – добавляет она.

Вложения в карьеру были оправданны. В планах девушки была работа в сфере технологий в большой компании с глобальным присутствием, и PwC отвечал этим требованиям.

«Я выстраивала шаги именно так – с выбором консалтинга, MBA и последующим переездом в Лондон», – вспоминает она.

Бизнес-сторона технологий

Еще во время окончания университета Айгерим поняла, что не готова стать разработчиком.

«Мне больше хотелось работать в сфере технологий, но на бизнес-стороне. Я чувствовала, что нужно дополнить мое техническое образование бизнес-образованием», – делится она.

Выбор пал на INSEAD, который входит в пятерку лучших бизнес-школ мира. Программа длилась год, но была очень интенсивной и имела все преимущества более длительных.

Шесть этапов собеседований привели казахстанку в Amazon Video. Так, несмотря на «технологическую» репутацию компании, Айгерим попала в маркетинг.

«Мне повезло, – вспоминает она. – Сразу дали очень крупный проект с большим бюджетом. Но это было быстрое погружение: нужно было научиться всему буквально за считаные недели».

Команда Айгерим занималась разработкой стратегии продвижения сериалов, таких как «Человек в высоком замке», – от сотрудничества с продакшен-студией до digital-рекламы и outdoor.

«Плюс я участвовала в запуске глобальной платформы Prime Video – это было время, когда Amazon Video не был во всех странах, и мы запускали платформу, которая, как Netflix, стала доступна по всему миру», – вспоминает девушка.

Работа Айгерим нравилась.

«Ты взаимодействуешь с сериалами и всегда в курсе того, что происходит на платформе и в индустрии в целом», – говорит она.

Но в какой-то момент Айгерим стало понятно, что Amazon стал скорее шагом от технологий, чем к ним.

«Наверное, мне нужно было искать такую деятельность, где мой склад ума был бы более полезен», – размышляет она.

Так девушка решилась на поиск новой роли и получила позицию в Uber.

Помогать передвигаться и зарабатывать

Компания заинтересовала казахстанку глобальным присутствием и возможностью помогать людям передвигаться и зарабатывать.

«Мне менее интересны компании, которые, скажем, получают доход от рекламы. Больше интересно то, как технологии улучшают нашу жизнь», – поясняет она.

Сегодня Айгерим управляет командой из семи человек и отвечает за рынки целого кластера из 40 стран Европы, Ближнего Востока и Африки.

«Uber – это маркетплейс, – объясняет менеджер. – С одной стороны, у нас есть водители, с другой – пассажиры. Если будет недостаточно водителей, то пассажиры будут слишком долго ждать такси. Если будет слишком много водителей, то они будут ездить вхолостую – не будут достаточно зарабатывать. Поэтому цель любого маркетплейса – это поддерживать баланс спроса и предложения, в том числе с помощью финансовых рычагов, чем и занимается наша команда», – уточняет она.

Инвестиции – женское дело

Среди задач казахстанки – анализ конкурентов и рекомендации по тому, сколько нужно инвестировать в конкретный рынок, какой алгоритм или продукт подходит для той или иной цели, как улучшить продукт компании. Айгерим объясняет:

«Я даю фидбэк инженерам, продакт-менеджерам по улучшению продукта, делаю анализ того, насколько успешны наши вложения. Например, если в какой-то из наших рынков заходит конкурент, мы работаем с главами регионов, для того чтобы защитить нашу долю на этом рынке, и разрабатываем детальную стратегию по ответу на такие изменения».

Сегодня Айгерим управляет командой из семи человек и отвечает за рынки целого кластера из 40 стран Европы, Ближнего Востока и Африки. К собственным достижениям Айгерим относит каждый новый завоеванный рынок.

«Скажем, в большей части Италии год назад не было Uber. Когда приезжаешь в одну из таких стран, ты понимаешь, насколько это сложно. Сейчас наша жизнь настолько зависит от технологий в области передвижения, что если этого нет, то сразу понимаешь, что работаешь в нужном направлении. Мы действительно помогаем пассажирам жить комфортно и предоставляем возможности для заработка миллионам людей», – делится она.

Релокация

Первым опытом адаптации Айгерим стала учеба в Великобритании.

«Мне было 18 лет, когда я переехала в Англию, поэтому, когда я попала в Кембридж, увидела совсем другую культуру, отличную даже от других английских университетов. В те годы там было не более 15% иностранцев, небританцев. Из русскоязычных стран среди моих сокурсников в колледже не было вообще никого», – рассказывает Айгерим.

Для того чтобы освоиться, героине понадобилось несколько месяцев. Они были сложными, но способность понимать и усваивать условия среды помогли избежать глобальных проблем.

Вернуться в столицу Великобритании труда не составило – помог профессиональный и личный нетворк.

«У меня были друзья, удалось быстро найти место для проживания, – вспоминает она. – Кроме того, Amazon и Uber организовывают все условия для того, чтобы переезд был легким, быстрым, без лишнего стресса, – дают бюджет на релокацию, предоставляют услуги компании, которая упакует и перевезет все вещи. Даже переезды внутри Казахстана давались сложнее, чем международные».

Очередной ступенью в tech-стратегии казахстанки стал переезд в Амстердам для работы в Uber. Он тоже прошел без проблем.

Такие разные культуры

Еще одной возможностью «прокачать» свой навык адаптации стало столкновение с реалиями корпоративных культур.

«Если сравнивать с Uber, культура Amazon более прямая, – рассказывает Айгерим. – Она такова, что во время любой встречи тебе могут бросить вызов. В Uber могут задавать сложные вопросы, но все происходит более мягко. Мне это, конечно, больше нравится, потому что я получаю меньше стресса и больше удовольствия от работы, но есть и обратная сторона – ты всегда должен следить за тем, как ты формулируешь тот или иной вопрос или предложение».

Помимо корпоративных ценностей приходится принимать во внимание и различие национальных культур. И коммуникация здесь – главный вызов.

«Основное различие в том, что в некоторых культурах принято более прямое общение, в каких-то – косвенное. Приходится читать между строк. Иногда приходится немножко больше времени уделять именно коммуникации – тому, как ты пишешь имейл или выстраиваешь свою речь. Нельзя просто говорить то, что придет в голову, нужно принимать эти особенности, поэтому кому-то ты можешь дать прямой фидбэк, а кому-то приходится объяснять более завуалированно или просить информацию в другой форме», – объясняет казахстанка.

Есть различия и в понимании роли мужчины и женщины.

«Где-то нужно больше времени на то, чтобы заявить о себе как о специалисте, с которым нужно считаться, несмотря на твой пол», – поясняет она.

Ожидания и реальность

По мнению Айгерим, самым важным в построении карьеры является понимание того, чего ты хочешь на данном этапе и чего ожидать.

«Я знаю случаи, когда переезды для людей складывались не очень хорошо. Я думаю, проблема была в том, что, возможно, это было не то, что они ожидали. Но в моем случае ожидания часто совпадали с реальностью. Я думаю, необходимо заранее проводить исследование, ну и адаптироваться к новым обстоятельствам, потому что по-другому просто не получится стать по-настоящему счастливым на новом месте», – делится своими мыслями казахстанка.

Проактивное управление карьерой

Айгерим считает, что самый актуальный вариант карьерного менеджмента – это смена ролей.

«В наше время нужно очень проактивно управлять своей карьерой. Не думаю, что отработка каких-то лет дает преимущество и помогает твоему резюме. Если есть цель, нужно к ней двигаться либо путем смены позиции, либо искать возможности внутри компании, – добавляет девушка и делится своим планом на ближайшее время: – Мне пока было бы интересно расти вертикально, а потом, со временем, можно было бы перейти в другую команду. Пока что я вижу много потенциала на своей нынешней позиции».

Менять локацию девушка пока тоже не готова и считает Амстердам идеальным городом для жизни.

«Здесь активно развивается tech-сфера, сюда переезжает много больших компаний и стартапов. Условия для экспатов довольно привлекательны – государство поощряет переезд эмигрантов, которые обладают квалификацией», – делится она.

По мнению жительницы Нидерландов, город компактен и позволяет сэкономить время на передвижение.

«Здесь до работы пять минут на велосипеде. При этом город большой – здесь много музеев, активная культурная жизнь, – делится резидент страны и отмечает среди других преимуществ качество жизни и подход местных жителей: – Здесь очень ценят work-life balance».

О возвращении и переменах

С возвращением на родину Айгерим готова повременить, хотя в будущем от такой перспективы не отказывается.

«Я думаю, в Казахстане есть большие возможности для развития нового бизнеса, это легче сделать там, чем здесь», – полагает она.

Девушка старается следить и за казахстанским IT-рынком. По ее мнению, интерес к нему проявляется и со стороны инвесторов, и со стороны предпринимателей.

«Kaspi и недавнее IPO – тому подтверждение: технологии такого уровня не везде присутствуют даже в западных странах. Они организовали настолько качественный продукт и классный customer journey, что у него есть потенциал далеко за пределами Казахстана», – считает она.

На вопрос о том, что нового появляется в Алматы, жительница Амстердама отвечает с воодушевлением:

«Много позитивных изменений – каждый раз появляется какая-то новая услуга онлайн, приложения… Алматы похорошел за последние годы. Но мне бы хотелось, чтобы люди больше задумывались об экологии и о проблемах воздуха, которые реальны. В Голландии это очень развито – есть возможность получать коммунальные услуги, вырабатываемые исключительно из возобновляемых источников, повсюду присутствуют зарядные станции для электромобилей, сортировка мусора и так далее».

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version