Акимат не знает как возвращать землю назад, которую незаконно отобрали у скотоводов

После того, как в Казахстане отказались от передачи земли в аренду иностранцам, у граждан её незаконно отбирают прокуроры и акимы
Апелляционная коллегия Павлодарского областного суда признала незаконным постановление акима района Аккулы, отдавшего земельный участок «Нурбай», взятый скотоводом Толегеном ЖЕЛДЫБАЕВЫМ в аренду на 49 лет, более состоятельному соседу последнего. Напомним, Желдыбаев на арендованных 89 га создал крестьянское хозяйство «Лебяжинский», обзавелся своим домом и двумя кошарами, которые заложил в ТОО «Тамыр» и АО «Аграрная кредитная корпорация», чтобы получить кредит по госпрограмме «Кулан» на развитие коневодства. И вдруг в апреле этого года к нему пришел сосед Серикбай КАРИМОВ и заявил, что эта земля теперь его. А в госкорпорации «Правительство для граждан» подтвердили, что земельный участок «Нурбай», который ранее числился за Желдыбаевым, вдруг оказался бесхозным, о чем они и выдали Каримову справку. Желдыбаев правильно сделал, что сразу пошел в суд и в прессу, а не тратил время на жалобы в различные инстанции, потому что никто из чиновников, похоже, земельное законодательство у нас даже не читал. Скотовод просто потерял бы весь скот, и уже никто не смог бы разобраться – как ему возвращать свой «Нурбай».

Аким района Теренколь Ернур АЙТКЕНОВ, к примеру, не знает как возвращать Нурланбеку АБЕТАНОВУ 1420 га пастбища в Байконысском сельском округе, незаконно отобранные у КХ «Абетанов» в августе 2017 года. Абетанов, как и Желдыбаев взял пастбище в аренду на 48 лет – с 24.12.2009 до 23.09.2057 года, зарегистрировав участок, как положено, в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». В его КХ было 234 головы лошадей и 115 овец, которые паслись на этом пастбище. Однако в июне 2017 года прокурору района Канату АТЫГАЕВУ вдруг почудилось, что никакого скота в хозяйстве у Абетанова нет, поэтому никто в Байконысе не пасется, и значит земля не используется по целевому назначению.

Как позже выяснится, прокурор понятия не имел, что информацию о наличии лошадей и овец, оказывается, нужно официально запрашивать по месту регистрации КХ, а не собирать сплетни по району. Вместо этого он вынес представление акимату о расторжении с Абетановым договора аренды земли. Чиновники, как и прокурор, тоже понятия не имели как такие договоры расторгаются. В течение месяца они перевели пастбище в земли запаса, а потом приняли постановление о расторжении договора (именно в таком порядке), выставили участок на конкурс и передали его в аренду другому лицу. А по закону должны были сначала направить материалы в управление по контролю за использованием и охраной земель Павлодарской области для назначения проверки, чтобы убедиться, что земля действительно не используется, затем дать землепользователю предписание в течении года принять меры к использованию участка по целевому назначению, и только после этого подать иск в суд о принудительном изъятии земли. Подчеркнем еще раз — в суд!

“Полгода ходили за заместителем акима района по сельскому хозяйству Абзалом Балгабаевым, он говорил – никуда не обращайтесь, мы вам землю вернем, как только найдем другой участок для нового арендатора, — рассказывает глава КХ, — потом он ушел работать акимом района в Аккулы, пришли новые люди и заявили – мы здесь не работали, ничего не знаем. Писали обращения в земельную инспекцию, Антикоррупционную службу, департамент по делам госслужбы, прокуратуру области. Ничего добиться не могли, как будто там не простое пастбище, а залежи золота или бриллиантов”.

После писем в Администрацию президента, канцелярию премьер-министра, Генеральную прокуратуру, Нур Отан, КНБ, лично Алику ШПЕКБАЕВУ и Минсельхоз, 28 мая 2019 года управление градостроительного и земельного контроля Павлодарской области (ранее управление по контролю за использованием и охраной земель) начало, наконец, проверку. И выяснило, что в КХ «Абетанов» действительно большой табун лошадей, а у нового арендатора их пастбища – ни одной головы КРС, и что закон был нарушен. Проверяющие вынесли предписание №30 от 11 июня 2019 года в адрес аппарата акима района об устранении нарушений. Но поскольку управление, как вы уже поняли, тоже грамотностью не блистало, слушаться его в Теренколе не стали. Если в двух словах — предписание нужно было выносить в адрес акимата, а не аппарата акима. Аппарат издает приказы, а акимат принимает постановления. Предоставление и прекращение прав на земельный участок осуществляется на основании постановлений.

В итоге чиновники уничтожили действующее КХ – Абетанову негде было пасти скот, и он его вынужден был продать. На днях Теренкольский районный суд, наконец, установил, что пастбище у скотовода отобрали незаконно. По решению суда должны быть признаны недействительными договор аренды со вторым собственником и постановление акимата о переводе участка в земли запаса в то время, когда пастбище принадлежало КХ «Абетанов». Но аким района Теренколь не знает как это сделать. Он обратился в суд с заявлением, в котором просит разъяснить – на каком именно основании отбирать участок у второго арендатора? С какого момента договор аренды считать недействительным и какие правовые последствия это повлечет? Кто, каким способом должен отбирать землю у одного крестьянина и отдавать ее другому? Одним словом, все сложно и непонятно как теперь, восстанавливая права одного крестьянина, не нарушить права другого.

Добавить комментарий