Президент Азербайджана настаивает на привлечение Анкары к вопросу разрешения военного конфликта на территории Нагорного Карабаха. Ильхам Алиев назвал Турцию важным игроком в регионе. Во что играет сам президент и как его действия отразятся на Азербайджане и соседних государствах?
Турецкий политолог Онур Синан Гюзалтан объясняет, что помимо сентиментальных чувств у Анкары есть железный расчет. «Азербайджан — дверь на Кавказ и в Центральную Азию. Страна стратегически значима для турецкой торговли. Например, TANAP дал возможность стать транзитером в поставке газа в Европу и, кроме того, получить значительную часть энергии. Хотя поддержка Баку — следствие исторических и культурных связей, Азербайджан также играет ключевую роль для безопасности, экономики и энергетики Турции», — подводит он итог. И уточняет: турецкие стратеги рассматривают бывшую советскую республику на Каспии как свою передовую линию в регионе.
Но на сегодняшний день, ситуация складывается именно таким образом, турецкие политики, бизнесмены и военные активно действуют на территории Азербайджана и давно чувствуют себя как дома.
Диалог Анкары и Баку: военное сотрудничество и экономические связи
У Анкары с Баку давно особые отношения. Военное сотрудничество началось, едва Азербайджанская ССР превратилась в отдельное государство, еще в 1992 году. Тогда стороны подписали соглашение о подготовке боевых кадров. Как отмечали турецкие эксперты, уже этот шаг был направлен на ослабление «гегемонии России в международных отношениях». Далее последовали документы, охватывающие все сферы обороны — от топографии до военно-промышленного комплекса.
В 2010-м подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи. Страны взяли на себя обязательство всемерно поддерживать друг друга в случае внешней агрессии. Накануне нынешнего обострения карабахского конфликта вооруженные силы двух стран провели широкомасштабные совместные учения с боевой стрельбой.
Анкара развивала и экономические связи с Азербайджаном, вовлекая в них Грузию. Показателен TANAP — Трансанатолийский газопровод.
Турки и раньше прокладывали через грузинские территории с азербайджанских месторождений трубы: в 2006-м запустили нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, через год — газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум. Но TANAP имел особое значение. Реджеп Тайип Эрдоган называл его историческим проектом и энергетическим Шелковым путем.
В марте 2015-го в турецком Карсе вместе с президентами Азербайджана и Грузии Ильхамом Алиевым и Георгием Маргвелашвили Эрдоган дал строительству старт. Газопровод не просто делал Турцию важным поставщиком энергоресурсов для Европы — укреплял позиции Анкары на Кавказе. В торжественной речи Эрдоган это подчеркнул: «TANAP — яркий пример долговечного доверия и дружбы между Турцией, Азербайджаном и Грузией».
Он также отметил, что газопровод внесет вклад в энергетическую безопасность Европы. Что в переводе с дипломатического языка означает: станет альтернативой российским поставкам.
TANAP проложили не самым коротким путем, по грузинской земле — поскольку у Армении, которая ближе к Азербайджану, практически нет отношений с Турцией. Армяно-турецкую границу Анкара закрыла в 1993-м, увязав это с конфликтом в Нагорном Карабахе.
Война разразилась как раз перед выводом TANAP на полную мощность. В Баку заявили, что в июле Армения пыталась захватить азербайджанский участок газопровода. «Цель заключалась в том, чтобы перейти госграницу с Азербайджаном, оккупировать новые территории и приблизиться к TANAP или же взять его под контроль», — говорил Алиев в интервью турецким СМИ.