Украинские СМИ опубликовали материал “о жизни под российской оккупацией”

Украинские СМИ рассказали о том, как живется украинцам на территориях, перешедших под контроль российской армии. Со слов Елены Здор, председателя Васильевского районного совета в Запорожской области.

Справочно!  90% территории Запорожской области находится под контролем российской армии и ополчения ЛДНР.

Васильевский район объединяет 106 населенных пунктов, 11 территориальных общин: из них: 4 – городские, 5 – сельские, 2 – поселковые. На территории района проживало почти 188 тыс. населения, что составляет 11% от общей численности населения Запорожской области.

«Представители местного самоуправления населенных пунктов в оккупации – сегодня пример невероятного самопожертвования и настоящего лидерства. В один день они были вынуждены стать для жителей своих общин всем – они и средства массовой информации, и, кое-где, единственная надежда на эвакуацию, и связные, и психологи, которые помогают людям находить силы дождаться ВСУ. Каждый из лидеров местного самоуправления прекрасно понимает, что в любой момент их могут похитить или убить», — пишет Иван Фурсенко, советник Ассоциации городов Украины.

В Васильевский район российские войска зашли с огромным количеством техники – грады, танки бронетехника. Солдат также очень много — и кадыровцы, и буряты, и ФСБ, и российская нацгвардия. Васильевский район был взят в первые недели войны, после Мелитополя. Город Васильевка – районный центр – понес едва ли не наибольшие потери, сообщают украинские СМИ.

Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

«2 марта в 7 часов утра начался захват Васильевки после массивных обстрелов предыдущего дня. Мы с коллегами из городского совета спустились в убежище, однако даже из укрытия четко слышали, как движется тяжелая техника, слышали разговоры на русском языке, были обеспокоены, что оккупанты зайдут в городской совет, но они не зашли… В последующие дни увидели первые страшные картины разрушений — выгоревшие дома наших жителей, уничтоженные магазины. Исчезло энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение при температуре на дворе 5 градусов мороза. На следующий день было не хуже того, что нам еще предстоит увидеть, под обстрелами погибли по меньшей мере 6-8 мирных жителей, лежавших прямо на обочинах дорог, и мы получили информацию, что оккупанты, очевидно, заминировали тела расстрелянных. Армия агрессора также сняла с флагштока возле районной государственной администрации украинский флаг. Государственный флаг Украины на здании городского совета мы гордо удерживали с момента оккупации до 25 апреля», — комментирует первые дни оккупации Председатель Васильевского городского совета Сергей Калиман.

Как ведут себя российские солдаты на территории Васильевского района

“В общинах занимают жилье гражданских, дома выехавших людей. Грабят все без разбора, самые большие мародерства происходят перед ротацией. Те россияне, которых скоро заменят другими, выносят все, что можно вынести. Что нельзя – крушат. Дома украинцев превращают в свинарники, есть случаи, когда оккупанты устраивали туалет прямо в домах. Устрашение и психологическое давление применяют на блокпостах к украинцам, которые хотят уехать. Заходят в дома с обысками без всяких объяснений и переворачивают дом вверх дном, держа хозяев под прицелом. Другими словами, к гражданским применяется сплошной террор, но без массовых расстрелов”, — сообщают открытые источники информации.

Информационную кампанию россиян назвали “бестолковой”

Узбекские интернет-издания сообщают о том, что “в оккупированных общинах Васильевского района оккупанты ведут постоянную, хотя и бестолковую информационную кампанию. Рассказывают мирным жителям, освобождающим территории от нацистов, напоминающих о «прекрасной» жизни в СССР. Развешивают флаги победы”.

Отмечается, что председателям общин предлагалось сотрудничество. Выявлялись лидеры местного самоуправления, чтобы склонить их к сотрудничеству и влиять через них на гражданское население.

Эвакуация; что рассказывает глава Васильевского района

В дом к Елене Здор, главе Васильевского района, пришли с обыском. Она рассказала, что ей угрожали физической расправой и в доказательство предоставила скрин полученного сообщения,. 

Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

Фото: Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

“Эвакуация для представителей местных властей превратилась в «дорогу смерти». У оккупантов на блокпостах были списки, по которым они проверяли каждого, кто хотел уехать. Каждый блокпост, по свидетельству Елены, был как маленькая смерть. Подъезжая к постам орков, не знаешь, расстреляют ли тебя, украдут или пропустят дальше. Дорога от Васильевки до Запорожья, обычно занимающая 40 минут, длилась 6 часов”, — пишут в средствах массовой информации..

Эвакуация через Васильевку

Первые попытки эвакуации населения проходили под сопровождение звуков обстрела. Позже была налажена работа гуманитарных коридоров. Процесс эвакуации значительно усложнился после обстрелов моста в селе Каменское, проехать по нему уже было невозможно.

“В первые дни эвакуировали женщин и детей в Днепрорудный, город был в окружении, но не оккупирован. Жители Васильевки, сами ежедневно находящиеся под обстрелами, часто без света и воды, без продуктов питания, делились последним с людьми, которые 3-4 дня находились в автобусах эвакуационной колонны из Бердянска, Мелитополя. Мариуполь”, — пишут в сми об организации эвакуации вглубь Украины.

Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

Фото: Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

«Однажды через Васильевку проехало более 15 000 эвакуированных людей. 84 автобуса и 12 км очередь из гражданских машин из Мариуполя. Мы в Васильевке делали все, чтобы помочь этим людям эвакуироваться — организовывали горячее питание, заваривали чай, оставляли на ночлег в нашей громаде. Староста Каменского старостинского округа вел автомобили эвакуированных людей через минные поля», — добавляет Сергей Калиман.

Мэр Энергодара рассказал об обстрелах и похищениях

Эвакуировавшийся мэр города Энергодара заявил о том, что на территориях, перешедших под контроль российской армии, общины обстреливают, людей похищают.

Понять, почему и с какой целью россияне обстреливают наши общины, невозможно. В Васильевском районе обстрелами русской артиллерии разрушены школы, детские сады, больницы, жилые дома, инфраструктурные объекты.

Уже более 90 дней как исчез первый заместитель Энергодарского городского головы Энергодарского городского совета Самойдюка И.Г. и мэра Днепрорудненского городского совета Матвеева Е.С. Об их судьбе информации у семей нет. Жена главы Днепрорудненского городского совета обратилась в Европейский суд по правам человека.

Говорит мэр оккупированного ныне Энергодара Дмитрий Орлов: «Сейчас в плену находятся сотни жителей города. Из них значительная часть — это квалифицированные работники Запорожской атомной электростанции… Это похищение ради выкупа. Стандартная такса орков за освобождение заключенной по любой причине человека — 50 тысяч гривен. Ежедневно мы получаем два-три сообщения о новых случаях похищения людей», — рассказывает Орлов.

Не выпускают за пределы района медиков, желающих эвакуироваться, рассчитывая, скорее всего, в дальнейшем заставлять врачей оказывать медицинскую помощь раненым.

Предприниматели и фермеры оказывали поддержку местному населению

Фото: Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

Фото: Как описывают жизнь на территориях, находящихся под контролем российской армии в украинских средствах массовой информации

Первые дни входа российских войск огромная поддержка жителям была оказана и со стороны органов местного самоуправления, и со стороны предпринимателей и фермеров района.

«Местные власти при поддержке локальной торговой сети обеспечили хранилища генераторами. При отсутствии теплоснабжения, в хранилищах таким образом согревались новорожденные, дети, пожилые люди. Предприниматели из своих магазинов бесплатно обеспечивали людей продовольствием. Фермеры помогали мукой, овощами, хлебом, крупами», — рассказывает о первых днях жизни Васильевки Сергей Калиман.

На территориях, где идут боевые действия, нет воды, электроснабжения, газа. В Степногорск, Каменское питьевую воду привозят спасатели, местные фермеры, подключая генераторы, закачивают воду из скважин.

Связь почти отсутствует из-за поврежденных вышек. Место повреждения находится в Васильевке. До сегодняшнего дня доступ к месту, где исчезла связь, российская «военно-гражданская администрация» специалистам не предоставляет.

“Уже месяц предприниматели из Запорожья не привозят продукты, прилавки в магазинах – это продукты из Мелитополя, а в Мелитополь продукты завозят из оккупированного Крыма”, — пишут СМИ.

В первые дни хлеб стал роскошью

Цены значительно выросли, в первые недели войны хлеб стал роскошью. Пекарни остались без муки, сахара, дрожжей. Фермеры в город привозят молоко.

С территорий, подконтрольных Киеву, прекращено снабжение больниц и аптек. Работа фермеров и предприятий почти полностью остановлена. 

“Для населения Днепрорудного и ближних сел, например, основным источником дохода была работа на Запорожском железорудном комбинате. Предприятие с иностранными инвестициями было бюджетообразующим. На днях официально и источники проинформировали о потере контроля над деятельностью предприятия. Соответствующее заявление подано руководством предприятия в Службу безопасности Украины и правоохранительные органы. Урожаи фермеры района вынуждены отдавать за бесценок или просто уничтожали, ведь вывести выращенное и продать невозможно”, — пишут украинские открытые источники информации.

Сложная ситуация с пенсиями. Люди, получающие пенсию на карты украинских банков, не могут ее снять. Российские военные администрации раздают пенсионерам рубли, составляя списки с паспортными данными и подписями получивших.

Радио на территории района не работает. Украинское телевидение доступно только время от времени, когда есть связь. Поэтому источником информации для жителей района являются телеграммы каналы и страницы в социальных медиа представителей местного самоуправления.

«Наша единственная надежда — это ВСУ. Мы верим, что каждый день наши воины ближе к нам, и Васильевский район скоро избавится от варваров, воров и террористов, которые до конца своей жизни будут сожалеть, что ступили и нашу землю», — делится своими эмоциями и надеждами госпожа председатель Васильевского района.

«Жизнь в оккупации — это жизнь по законам «автоматного права». Я должен оставаться опорой для жителей моей общины, поддерживать, помогать, мотивировать. Однако я лично изменился навсегда как человек. Пока чувствую, что помогаю своим согражданам, есть силы жить и бороться , иначе бессилие гражданских мирных людей под оккупацией просто невозможно пережить», – заканчивает разговор Сергей Калиман.

Добавить комментарий