Ситуация в Нагорном Карабахе обостряется. Днем в понедельник стало известно о тяжелых боях, что вели обе стороны ночью и утром. Минобороны Армении сообщило о гибели еще 28 солдат из непризнанной республики Нагорный Карабах (по-армянски — «Арцах»), увеличив общее количество погибших здесь до 59 человек. Азербайджан число погибших официально не называл (в то же время с обеих сторон называют явно завышенные потери противника, однако это скорее элемент психологической атаки), заявляя о ведении своей армией ударов в ответ на провокации.
В соцсетях армянских военных тем временем можно найти немало видео со сгоревшей военной техникой, маркировка на которой (танки и самоходные артустановки, а также экипировка) выполнена по-азербайджански. Симметрично азербайджанские сайты сообщают об обстрелах с армянской стороны — в городе Нафталан (приграничье с Нагорным Карабахом) погибли два школьника 13 и 14 лет.
Ереван: «Очереди в военкоматы»
Связи с непризнанной республикой Нагорный Карабах сейчас нет. Большинство телефонов молчат, а интернет-СМИ наполняются новостями, лишь только если их корреспонденты находятся в «большой Армении». Издание «НовостиНК», тем не менее, делится фото супруги премьера Армении, Анны Акопян, которая посетила убежища Степанакерта (столица Нагорного Карабаха, которую накануне обстреляли из дальнобойной артиллерии).
«Я не исключаю, что в Арцахе весь интернет «глушат». Была информация также, что взломали наши новостные сайты, часть из них не работала. Обстановка сложная, госорганы постоянно призывают доверять только официальной информации — много фейков», — говорит Зара Геворкян, журналист издания «Голос Армении» (Ереван).
Информационную войну, действительно, ведут обе стороны. Армянские ресурсы со ссылкой на азербайджанские СМИ (точнее, страницу в «Фейсбуке») сообщили о пленении азербайджанского генерала. Азербайджан через соцсети стал распространять документ о якобы эвакуации жителей Нагорного Карабаха, о чем сообщила «СНБ Арцаха».
«Что касается Еревана — тут более-менее спокойно. Нет скачков курса, информации о дефиците продуктов или топлива. Очередей в магазинах нет, зато они появились в военкоматах, куда идут все, даже очень пожилые армяне — хотят пойти на фронт добровольцами. А в самом городе есть скопления народу — мужчины хотят уехать в Арцах, отбывают партиями, т. к. транспорта не хватает».
Баку: глушат интернет
Симметрично, в Баку также говорят о «довольно спокойной» атмосфере. «В столице, а также в прифронтовых городах введен комендантский час. У нас, опять же, эпидемия коронавируса, масочный режим. Но сейчас по городу гуляют люди, — рассказал журналист из Баку Наир Алиев. — Мобилизация в стране частичная, и она касается только определенных категорий граждан. Сейчас, пока идут бои, с интернетом есть проблемы (не все сообщения, отправленные Алиевым нашему журналисту, дошли до адресата. — Авт.), но это оправдано: в отличие от видео с армянской бронетехникой, ни единого «слива» передвижений азербайджанских сил в интернет не попало». По словам Алиева, в Баку также нет дефицита продуктов либо топлива. «И валюта на прежнем уровне, так — уже в течение нескольких лет», — уточнил Алиев.
Любопытное уточнение. Мы задали обоим собеседникам один вопрос: «Есть ли армянская/азербайджанская диаспора в вашем городе и что с ней происходит?».
Алиев рассказал «Вестям», что в Азербайджане проживает, по разным данным, порядка 30 тыс. армян, причем — довольно давно. «Они никогда не испытывали проблемы – и сейчас их нет. Могут быть только бытовые инциденты, скажем, когда соседи поругались. Такие случаи были», — уточнил он.
В Ереване же, по словам Зары Геворкян, азербайджанского меньшинства в Ереване нет вовсе. «Азербайджанцы в Армении? Не думаю… И наших у них тоже нет. Они и в страну-то не пускают людей с армянскими фамилиями», — сказала она».
Война за Отечество
Примечательно, что оба наших собеседника говорят о событиях, сравнивая их с Второй мировой либо Великой Отечественной войнами. «Это — то, как воспринимает войну большинство граждан. Это отечественная, это «Вторая Карабахская». Все обсуждают то, как президент сказал, что оккупации (Нагорного Карабаха. — Авт.) должен быть положен конец», — говорит Алиев. Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев сравнил войну с Великой Отечественной — упомянув, что личный состав армии страны «продолжает вести решительные бои».
Посыл, что «Вести» услышали от армянского журналиста Зары Геворкян, связан с утренней бомбежкой Степанакерта. «Агрессия была ожидаемой. Все к этому шло. И то, что бомбежка Степанакерта началась рано утром в воскресенье, — вызывает у меня ассоциации с Великой Отечественной, когда так же начали бомбить спящий Киев», — проводит параллели журналист.
Отличие нынешней ситуации от предыдущего обострения в июле 2020-го (либо от четырехдневных военных действий 2016 года) она видит в участии в событиях турецкой стороны. «В последнее время о событиях высказывалось немало их официальных лиц», — говорит журналист. Одновременно советник премьера Армении Вагаршак Арутюнян заявил: страна должна готовиться к долгосрочной войне. «Почему? Потому что — я еще раз говорю — здесь главный игрок не Азербайджан, а Турция. И она преследует свои геополитические цели», — подчеркнул Арутюнян.
Тем не менее официально Баку опровергает участие Турции в конфликте (соответствующее заявление сделал МИД Армении). «Турецкого вмешательства нет… Если посмотреть, то вооружение, которое используют сегодня вооруженные силы Азербайджана, оно в большей степени российское», — заявил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. Вопрос участия (или неучастия) третьей стороны принципиально важен, поскольку способен обрушить действующую площадку по диалогу между сторонами в Минске.