Политолог Данияр Ашимбаев рассказал о том насколько вовлечена казахстанская молодежь в деятельность экстремистских и радикальных группировок, спящих ячеек и приверженцев радикальной идеологии. Он подчеркнул, что события пятого января текущего года были не столько следствием недовольства социальным устройством нашей страны, сколько являлись попыткой членов экстремистских ячеек по заказу определенных сил совершить госпереворот.
“Основным мобилизационным ресурсом для протестных акций и боевых действий, которые произошли в январе этого года в Казахстане, являются, прежде всего, религиозные экстремистские организации, поскольку ни внесистемная оппозиция, ни самоорганизовывающиеся протестные группы не имеют достаточно популярных лидеров и четкой организационной сети даже с учетом остроты социально-экономических проблем.
Как мы видели в ходе последних событий, организованные молодежные группировки с большой степенью вероятности созданы именно на базе салафитских и других ячеек, которые тесно связаны с организованной преступностью и имеют максимально возможный потенциал для проведения одномоментных акций практически во всех регионах страны.
Отдельные такого рода генеральные репетиции уже происходили, январские события четко это показали. Например, события в городе Сатпаеве в 2019 году, митинги в Алматы летом того же года, события в Кордае и так далее.
Понятно, к этим событиям примкнули еще бандиты из близлежащих районов. Но основной движущей силой были как раз таки члены экстремистских ячеек. Они тесно связаны и со своими зарубежными коллегами, у них, как известно, имеются связи и с правящей элитой, среди бизнеса, среди политических кругов.
В частности, тот же наркобизнес позволяет им добывать финансы на свою деятельность. А криминалу всегда нужно иметь под рукой большое количество молодежи, физически подготовленной и легко управляемой. За последние десятилетия именно по такому принципу были организованы, мобилизованы и собраны организации, которые вели боевые действия в Афганистане, Ираке, Сирии и так далее.
Поэтому понятно, что следствие пока не дает конкретику, но по тем фактам, что мы имеем, можно предполагать, что основой протеста стали не столько социальные вопросы или политические требования, сколько попытка экстремистских организаций религиозного толка по заказу определенных сил провести государственный переворот.
Прошедший период показал, что внутри нашей страны выявляется большое количество более или менее организованного подполья, и все те теракты, которые имели место быть за последние 15 лет, были достаточно спонтанные и заранее не организованные. Так было раньше.
Но то, что за последние годы возникло большое количество ячеек, охватывающих практически все регионы страны, базирующихся на территории как сельской, так и городской местности, на системообразующих предприятиях и что эти ячейки смогли подготовиться, вооружиться и выйти на беспорядки, говорит о том, что органы национальной безопасности свою работу по упреждению не выполнили”.
Эксперт рассказал о том, какая прослойка казахстанской молодежи входит в экстремистских групп.
“Охват происходит практически по всем направлениям. Помимо маргинальной, безработной и не учащейся молодежи, занятой случайными заработками, агитаторы и вербовщики активно вовлекают в свои ряды тех молодых людей, которые трудятся на таких предприятиях, где имеют стабильную работу и стабильный доход. То есть, если первые являются своего рода пушечным мясом, то вторые могут быть источником сбора средств для финансирования деятельности этих ячеек”, — говорит эксперт.