Российские масс медиа активно обсуждали ситуацию вокруг языкового вопроса, утверждая, что в Казахстане ущемляются права русскоязычных граждан. Российские политики обвиняют центральноазиатское государство в ксенофобии. Например, заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн сообщил о подготовленном законопроекте, запрещающем въезд в Россию русофобам.
«России не нравятся медийные проявления национализма в Казахстане. Раньше Москва этого не замечала, наконец-то увидела, ввела в политическую повестку и стала рассматривать как показатель межгосударственных отношений», — пишут эксперты-политологи.
Казахстан с приходом к власти Касым-Жомарт Токаева взял курс на популяризацию казахского языка, что, по сути, может ускорить процесс дерусификации страны. В Казахстане продолжается процесс отказа от кириллицы, а статус русского языка постепенно снижается. Представители политической элиты открыто поддерживают этот процесс и называют его необходимым условием для укрепления суверенитета.
Западные эксперты заявляют, что Россия осуществляет информационные атаки, используя языковой вопрос, для того чтобы выставить перед своими гражданами правительство Казахстана в негативном свете.
В свою очередь, в самой России отношения к мигрантам из ЦА оставляет желать лучшего. Российская власть позиционирует приезжих как людей, которые, кроме как для выполнения черновой работы, ни на что больше неспособны. Например, по мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, приезжающих в Россию трудовых мигрантов из стран Центральной Азии следует направлять в брошенные деревни.
Из России выдворили несколько правозащитников из Центральной Азии, которые осуществляли свою деятельность на территории Российской Федерации.
Стоит отметить, что в последние годы это стало привычным явлением. Например, как сообщил таджикский адвокат Шухрат Кудратов, работающий в «Центре таджиков» в Москве, ему поступила информация о намерении российских властей выдворить его из страны. Также ранее была задержана Валентина Чупик, правозащитница родом из Узбекистана, которая подозревается, а подделке документов. В итоге ее лишили статуса беженца и запретили въезд в страну на протяжении 30 лет.