Правозащитники считают, что в Казахстане преследуется порядка 500 лиц, требовавших демократических перемен в стране.
Они потребовали прекратить политические преследования. Видео опубликовала на своей странице правозащитник Бахытжан Торегожина, руководитель неправительственной организации «Ар.Рух.Хак».
По информации правозащитника, на сегодня в Казахстане более 525 человек преследуются по различным статьям за свои убеждения и призывы к демократическим переменам, 76 человек осуждены по уголовной 405-й статье, 12 человек находятся в заключении. «Чем больше людей, разных общественных движений, политических партий и различных групп поднимают эту тему, тем больше вероятность что это позорное явление в современном Казахстане будет изжито», – написала Торегожина.
В видеоролике активисты называют имена десятков людей, обвиненных в принадлежности к запрещенной организации. Среди них – гражданские активисты Асхат Жексебаев, Абай Бегимбетов, Ноян Рахимжанов и Кайрат Клышев, недавно осуждённые по этой статье.
В ответ на вопрос о том, за что их подвергли преследованиям, выступающие на видео говорят: «Они хотели свободную, демократическую, парламентскую республику. Они хотели, чтобы Конституция и права человека не попирались, чтобы богатства страны принадлежали народу и у Казахстана не было внешнего долга, а деньги с офшоров работали на народ». «За их мечту, за правду, за инакомыслие власть объявила их “экстремистами”», – говорится в видео.
Правозащитники заявляют о несовершенстве законодательства Казахстана
Правозащитники отмечают расплывчатость формулировки понятия «экстремизм» в казахстанском законодательстве и заявляют, что всё чаще антиэкстремистское законодательство используется для неправомерного преследования представителей меньшинств и оппозиционных активистов.
По информации правозащитников, активисты, осужденные за свои взгляды и включенные в «черные списки», не могли устроиться на работу, воспользоваться банковскими услугами, даже после освобождения из тюрьмы. Накануне алматинский правозащитник Галым Агелеуов, президент фонда «Либерти», написал, что активисты Макс Бокаев и Талгат Аян, отбывавшие тюремные сроки после земельных митингов, столкнулись с аналогичными ограничениями.
Львиная доля преследуемых сейчас в Казахстане по статье 405 уголовного кодекса – активисты, выражавшие разными способами, в основном через социальные сети, поддержку движениям «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и «Көше партиясы». Первое движение создано живущим за рубежом бывшим банкиром и оппозиционером Мухтаром Аблязовым и запрещено в Казахстане как «экстремистское» в 2018 году, второе учреждено активистами и в 2020 году оказалось под запретом – после того, как суд и прокуратура посчитали, что ДВК «трансформировалось» в «Көше партиясы». Судебные решения о запрете объединений не опубликованы.
Сторонники движений считают их преследование политически мотивированным, поскольку объединения заявили целью прекращение авторитарного правления в Казахстане и переход к парламентской республике. В резолюциях Европарламента оба эти движения упоминаются как мирные оппозиционные организации. За более чем три года многие активисты были оштрафованы, приговорены к ограничению свободы, некоторые находятся в предварительном заключении, другие отбывают тюремные сроки.
Казахстанские власти отрицают существование политзаключенных в стране и отвергают обвинения в преследовании инакомыслящих и несогласных.