Президент Франции, побывавший в Ливане, заявил об ужасающем положении, в котором находится страна, некогда ранее именовавшаяся “Швейцарией Ближнего Востока”.
Эмманюэль Макрон вновь посетил Ливан через несколько недель после мощного взрыва в порту Бейрута, который уничтожил полгорода и ливанскую экономику. Макрон, как и обещал, вернулся, чтобы проверить продвижение политических и экономических реформ в стране.
Испытательный срок от Макрона
Взрыв в порту Бейрута 4 августа нанес ущерб в 15 миллиардов долларов, говорит президент Ливана Мишель Аун. По оценкам Всемирного банка, ущерб от случившейся трагедии достигает восьми миллиарда долларов.
Международное сообщество выразило готовность предоставить стране помощь, однако европейские лидеры подчеркнули, что условием для инвестиций должны стать глубокие экономические реформы.
«Инвесторы не хотят, чтобы их деньги растеклись по темным каналам, которых, к сожалению, множество в Ливане», — говорил министр иностранных дел Германии Хайко Маас. ЕС обещает 250 миллионов евро и гуманитарную помощь.
Президент Франции Эммануэль Макрон был первым иностранным лидером, посетившим Бейрут после разрушительного взрыва. В тот визит местные жители умоляли «не давать денег коррумпированному правительству».
Теперь Макрон грозит властям санкциями, если они не приступят к реформам. За несколько часов до прибытия французского лидера президент Ливана решил сменить премьер-министра на компромиссного дипломата Мустафу Адиба, который до этого был послом в Германии.
Ливанские политики стремятся продемонстрировать мировому сообществу способность договариваться друг с другом и принимать решения, отмечает американская газета New York Times.
Вступив в должность Адиб заявил, что в Ливане «необходимо за рекордное время сформировать правительство и немедленно начать приводить в жизнь реформы». Кроме прочего, он пообещал приложить усилия, чтобы страна получила международную финансовую помощь.
Его предшественник продержался на посту немногим более полугода. В последнее время в стране все чаще проходили массовые антиправительственные выступления. Катализатором обострения политической ситуации в Ливане стал взрыв в порту Бейрута.
На фоне произошедшего тысячи ливанцев вышли на антиправительственный митинг с требованиями реформ. Впоследствии он перерос в массовые беспорядки. Протестующие, в частности, обвиняли правящую коалицию Ливана в том, что коррупция и некомпетентность правительства стали одной из причин трагедии.
Ливан, как и его столица, стал погружаться в хаос задолго до разрушительного взрыва. В октябре прошлого года сотни тысяч человек по всей стране вышли на акции протеста из-за экономического кризиса: налоги росли, покупательная способность национальной валюты снижалась, увеличивалось количество безработных, особенно среди молодежи.
Катализатором протестов стала усталость молодежи оттого, что страной по-прежнему правят религиозные группы, которые еще в 1990 году договорились разделить власть между собой, чтобы прекратить 15-летнюю гражданскую войну.
Первоначально протесты носили совершенно мирный характер. Участники акций обнимались с солдатами и полицейскими, стоявшими в ограждении, но в то же время блокировали основные автодороги Ливана.
Премьер-министр ушел в отставку и весь мир восхищался мирной революцией. Однако экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, поскольку выборы не проводились, а пустующие должности занимались «исполняющими обязанности», которые не меняли суть власти в Ливане.
Недовольство граждан нарастало. Действия правительства, связанных с пандемией коронавируса, вызвали еще больший гнев протестующих. Даже до пандемии безработица среди молодежи достигала 40 процентов.
Многие ливанцы активно работают за рубежом, но границы были закрыты, авиарейсы отменены. На площадях начали жечь покрышки, а автомагистрали перекрывать баррикадами.
Военные и полиция безуспешно пытались установить порядок, и к началу августа деловая и политическая жизнь в Бейруте фактически была парализована. Затем произошел взрыв, разрушивший порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна.
Жизнь в стране, которую некогда называли «Швейцарией Ближнего Востока», стала катастрофической, пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung.
«Электросеть дает лишь несколько часов энергии в день, одновременно миллиарды исчезают в государственной электроснабжающей организации. Улицы загромождены мусором, в то время как уже несколько десятилетий обсуждается новая система его утилизации», — пишет издание.
Валюта за несколько месяцев потеряла 80 процентов своей стоимости. И ливанский фунт продолжает падать, пока цены ежедневно растут. Почти половина шестимиллионного населения Ливана живет в бедности.
«Как можно восстановить и провести необходимые ремонтные работы в городе, где даже представители среднего класса пытались на сайтах обмена товарами добыть в обмен на телевизор упаковку лекарств или подгузников, представить тяжело», — отмечает издание.
В докладе Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, опубликованном на прошлой неделе, говорится, что из-за разрушения порта, обвала нацвалюты и ростом уровня бедности и безработицы, более 50 процентов ливанцев могут начать испытывать нехватку продуктов питания к концу года.
Макрон прибыл в Бейрут поздно вечером в понедельник. Его визит приурочен к 100-летнему юбилею Ливана. После распада Османской империи в результате Первой мировой войны он был объявлен отдельным государством и передан под управление Франции по мандату Лиги Наций. Реальную независимость Ливан получил в 1943 году.
Однако Макрон приехал не только и не столько отмечать историческую годовщину, сколько посредничать в переговорах между политическими силами Ливана о путях выхода из нынешнего кризиса.
Визит Эмманюэля Макрона вызвал немало критики. Многие восприняли этот жест, как вмешательство Франции в дела своей бывшей подмандатной территории. Однако простые ливанцы возлагают немало надежд на помощь французских властей.
«Я должен убедиться, что сформированное правительство будет служить народу и будет способно провести реформы для борьбы с коррупцией, исправления сектора энергетики, работы порта, центрального банка и банковской отрасли», — сказал французский лидер.
За сутки в Бейруте Макрон успел поговорить с бывшим премьером Саадом Харири, дважды побеседовать с Ауном, встретиться с другими ведущими политиками, проинспектировать порт и одну из больниц, где ему пожаловались на неэффективное распределение присылаемых в страну лекарств.
Он также принял участие в торжествах по случаю создания Великого Ливана, в том числе посадил кедровое дерево, которое является символом страны.
По словам Эмманюэля Макрона, он дает политическому классу Ливана «испытательный срок» до конца октября, иначе Ливан останется без международной финансовой помощи, а ливанские политики, уличенные в коррупции, окажутся под санкциями.