Эксперт прокомментировал ситуацию в НАТО с точки зрения партнеров США вне НАТО.
Обозреватель журнала National Interest Николас Гвоздев в частности говорит о сигнале Украине и Грузии.
“Ситуация в Афганистане является тревожным сигналом для тех стран, которых США называют своими союзниками и партнерами вне НАТО”, — считает обозреватель журнала The National Interest Николас Гвоздев.
Гвоздев подчеркивает важность «ясности формулировок, особенно когда это касается обязательств» перед кем-либо. В частности, речь идет об опасности «размывания границ между союзником, [отношения с которым подкреплены] утвержденным Сенатом [Конгресса США] договором о взаимной обороне и конкретным планом действий для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, и «партнером», который получал от США в качестве помощи средства для обеспечения безопасности и наслаждался речами президента [США] и необязательными [для исполнения] резолюциями Конгресса, обещающими поддержку».
«Украина, как и Грузия до нее, получают неприятное напоминание о том, что независимо от того, сколько членов Конгресса используют термин «союзник» при описании Украины, в действительности во внешней политике США есть четкая … разделительная черта между союзниками, [являющимися таковыми] по договору и «всеми остальными», — пишет Гвоздев.
Параллель с Афганистаном
Как отмечает обозреватель The National Interest, несколько лет назад в американском Конгрессе пытались «проталкивать [идею] … официального причисления Украины к категории не являющихся членами НАТО союзников США». «Теоретически это поставило бы Украину в один ряд с такими странами, как Израиль …. Однако, наблюдая за событиями в Афганистане, украинские политические деятели могут пересмотреть ценность такого объявления. В конце концов, в 2012 году Афганистан с большой шумихой был объявлен «ключевым союзником США вне НАТО», — отмечает Гвоздев.
По его словам, в те времена такой шаг рассматривался как нечто значительное и, «казалось, предполагал, что США вкладываются в успех Афганистана как в краеугольный камень силы и влияния США в регионе». Однако, как пишет Гвоздев, в дискуссиях о том, что ждет правительство Афганистана после вывода из страны войск США, на теме статуса Кабула как «союзника» Вашингтона внимание не концентрировалось. «Другими словами, ослабление власти признанного правительства в Кабуле … обсуждалось без отсылки к его статусу как официально обозначенного союзника США», — говорится в статье.
«Наблюдая за событиями в Кабуле, правительства в Киеве, Тбилиси или Кишиневе могут задаться вопросом, принесет ли получение даже статуса [союзника] вне НАТО много пользы», — полагает Гвоздев.
По его мнению, в отношениях США с союзниками сейчас присутствует и другая тенденция. «Страны, придерживающиеся своих официальных обязательств в качестве союзников [речь о государствах, статус союзнических отношений с которыми закреплен в договорах], но проводящие внутреннюю или внешнюю политику, противоречащую предпочтениям США, изгоняются из рядов союзников, по крайней мере с точки зрения общественного дискурса или дискурса элит», — считает обозреватель.
«От Афганистана до Венгрии существует замешательство относительно того, что союз означает для США и какие шаги они готовы предпринять ради тех, кого считают союзниками. Эти вопросы требуют разрешения, потому что США нельзя допускать каких-либо сомнений по поводу того, какие обязательства они готовы выполнять», — заключил Гвоздев.