Евразийский экономический союз, который был создан в 2015 году,не воспринимается многими казахстанскими деятелями как единое экономическое целое. Санкции в отношении РФ и Беларуси пугают противников продолжения более тесных экономических связей между странами ЕАЭС, которые полагают, что стороны Запада прямо или косвенно ставят под удар и РК при более плотном сотрудничестве с Российской Федерацией.
В связи с этим в политике Казахстана все отчетливее звучат слова о многовекторной политике государства. Западные эксперты отмечают, что казахстанская политическая элита и националистически настроенные активисты все больший интерес проявляют к работе платформы С5+1. Данное объединение включает в себя государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) и США. Цель этой платформы является консолидировать усилия вышеперечисленных участников для совместного решения вызовов, с которыми они могут столкнуться.
После того как госсекретарь США Майк Помпео посетил Центральную Азию в 2020 году, в частности, Казахстан и Узбекистан взаимоотношения между странами стали еще более плотными. Например, Помпео в ходе своего визита в Казахстан отметил «прекрасные экономические отношения» двух стран, в частности, в сфере энергетики, а также значительный потенциал для развития связей в других сферах.
Также американский госсекретарь отметил угрозы экономического и военного доминирования России в регионе. Также 30 июня прошлого года прошла видеоконференция между всеми участниками С5+1. в ходе которой были подняты темы дальнейшего укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии.
Развитие партнерских отношений продолжилось, когда 7 января 2021 года правительства Узбекистана, Казахстана и США объявили о создании Центральноазиатского инвестиционного партнерства. Данное партнерство предполагает, что в течение последующих 5 лет государства намерены привлечь не менее 1 млрд долларов для поддержки частных проектов.
Вероятно, это и стало одной из причин, по которой в мае прошлого года во время заседания Высшего Евразийского экономического совета РК отвергала предложения Москвы о более тесном сотрудничестве за пределами Евразийского экономического союза.
Западные политологи заговорили о возможном выходе Казахстана из ЕАЭС. И остановится на интеграции в формате С5+1.
По мнению западных политологов, Казахстан поступает правильно, выбирая многовекторное партнерство.