Следователи Талгарского районного управления Алматинской области демонстративно отказываются привлекать к ответственности лиц, которые совершили похищение человека. Для чего похищали девушку, с чем связаны действия талгарских следователей?
Сообщение о похищении поступило от свидетеля, девушка написала заявление. Но уголовное преследование закрыл уже второй следователь. В чем интерес следователей?
По заявлению потерпевшей, по имени Аружан, 25 июля 2020 года Талгарское районное управление полиции возбудило дело о незаконном лишении свободы. Позже деяние переквалифицировали на похищение.
Следователь Е. Айбекулы закрыл дело в сентябре 2020 года, сославшись на статью 26 уголовного кодекса, в которой говорится о «добровольном отказе от уголовного правонарушения». Старший следователь следственного отдела управления полиции Ж. Смаилов написал Аружан, что «лицо не подлежит уголовной ответственности за уголовное правонарушение, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого деяния до конца».
Девушка пожаловалась на «бездействие полиции» в прокуратуру. Прокурор Талгарского района Б. Кыдырбаев заключил, что «следователь не установил все обстоятельства происшествия полно и беспристрастно, чтобы должным образом разрешить дело». Прокуратура отменила решение управление полиции о прекращении дела и выдала письменное распоряжение о возобновлении досудебного расследования.
Расследование возобновили 25 ноября. Дело принял в производство старший следователь Смаилов. Ровно через месяц, 25 декабря, он закрыл дело. Старший следователь вновь установил, что в произошедшем «нет состава преступления».
“Второе дело тоже закрыли. 15 марта я связалась через WhatsApp с сотрудниками полиции, чтобы выяснить, на какой стадии находится расследование. «Уголовное дело прекращено», — сообщает потерпевшая. Она также утверждает, что за все время следствия не было проведено ни одной очной ставки. О прекращении производства ее не уведомили в установленном порядке, очевидно для того, чтобы лишить права обжаловать постановление о прекращении.
На запрос казахстанских СМИ в полиции ответили следующее:
«В ходе предварительного следствия выяснилось, что мужчина пытался похитить девушку в соответствии с национальными традициями и увезти ее в Жаркент Алматинской области в качестве невесты с помощью четырех друзей. Также выяснилось, что эти люди посадили Аружан в машину обманом. Когда она узнала, что ее похищают с целью женитьбы, между похитителем и Аружан вспыхнула ссора: девушка остановила машину и вышла. Позднее эти люди вернулись [за Аружан] и договорились довезти ее, чтобы с ней ничего не случилось по дороге, Аружан добровольно села в машину, и они продолжили свой путь. Между тем молодой человек снова сделал девушке предложение и между ними возник спор, и мужчины отвезли ее в Шелекское [сельское] отделение полиции Енбекшиказахского района.
Дело было прекращено 25 декабря 2020 года в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного статьей 126 Уголовного кодекса («Незаконное лишение свободы». — Ред.) и в связи с тем, что она добровольно села в машину и продолжила путь. После проверки районная прокуратура согласилась с этим решением».
Однако девушка в ходе следствия давала совсем другие показания,она заявила, что ее усадили в машину сначала обманом, а потом силой. Однако ее показания не интересуют показания полицейских. Они решили, что ссылка на средневековые традиции, оправдывает похитителей человека.
Напомним! В Кыргызстане несколько дней назад произошла похожая история. Пятеро парней похитили девушку, также с целью женитьбы одного из них, после чего ее труп обнаружили в машине. Девушка отказалась выйти замуж. Наказание понесли 44 сотрудника милиции.
Законодательство Казахстана не предусматривает снятие ответственности за похищение человека независимо от того, с какой целью оно было совершено. Девушку против воли похитили и на протяжении нескольких часов подвергали психологическому насилию. На каком основании полицейские оправдывают средневековые поступки неизвестно.
Вот что рассказывает потерпевшая.
“Через два дня (после происшествия — прим. ред.) меня вызвали в полицию. Следователь сказал: «Давай закроем дело. Я тебе еще тысячу раз буду вызывать, лучше напиши, что прощаешь». На очную ставку с парнями меня не приглашали”.
А вот как она описывает тот кошмар, который ей пришлось пережить:
“Когда мы ехали по Кульджинской трассе, он свернул в другую сторону. Я подключила карту на телефоне. Подумала, может, он решил ехать в объезд, но позже сказала, что мы едем не туда. «Разве?» — спросил он и продолжил путь.
«Если ты не остановишь машину, я выпрыгну на ходу», — пригрозила я.
Он притормозил на обочине и сообщил: «Мы собираемся тебя украсть». Я быстро распахнула дверь и выскочила. Трое его друзей бросились за мной, попытались посадить меня в машину силой. В этот момент мне удалось просунуть руку под решетку на крыше машины. Я вцепилась в нее. Они дергали меня туда-сюда, но безуспешно. Рука сразу отекла, на ней появились синяки. Я плакала, просила помощи у водителей проезжающих машин. Это происходило в субботу. Из города возвращалось много автомобилей. Мимо проезжали тысячи людей. Никто не остановился. Снимали на телефон и ехали дальше. Тогда я поняла, что если с тобой что-то случится, никто не поможет.
«Какой же ты бессовестный! Я расскажу начальнику! Ты ответишь за это!» — кричала я.
Они все пытались отцепить мою руку, когда рядом остановилась машина. Сидевших в ней я не знала. Стала умолять вернуть мой телефон и отпустить.
«Если вы отпустите меня сейчас, я все забуду. Отпустите по-человечески. Если доведете дело до конца, я тоже доведу все до конца», — сказала им я.Они отошли в сторону, чтобы поговорить. Через некоторое время вернулись и сказали: «Хорошо, отпускаем. Уходи!»
«Я не отцеплю руку, пока эти четверо не уедут. Верните мою сумку, документы и телефон», — потребовала я. Они все у меня отобрали. Мой коллега остался, другие четверо уехали. Я вытащила руку, схватила сумку, телефон и в ярости пошла пешком.
Не прошло и пяти минут, как я вновь увидела только что отъехавшую машину. Бросилась бежать. Трое помчались за мной, схватили, вывернули руки и затолкали в машину.
Автомобиль направился в сторону села Шелек. В тот момент я хотела покончить с собой в машине…”
Видимо, правосудие в Казахстане существует далеко не для всех. А следователи, научившись манипулировать, могут любое дело повернуть так, как им этого пожелается.