В одном из своих интервью доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МОН РК Елена Бурова рассказала о том, какие задачи ставят перед собой экстремисты в Казахстане, какие цели преследуют.
Для более глубокого понимания ситуации, которая складывается в стране, она рассказала об общих характеристиках квазирелигиозного экстремизма.
“Религиозно-мотивированный экстремизм представляет собой сложное явление, которое существует как состояние сознания, как система идеологии, а практически разворачивается как организационная деятельность, управляемая через соответствующие структуры. Экстремизм на псевдорелигиозной основе проявляется как приверженность крайним взглядам и действиям, закамуфлированным под деятельность религиозной организации, движения, преследующих политические цели.
Основные тенденции религиозно мотивированного экстремизма в мире в целом связаны:
— с формированием устойчивых социальных групп, поддерживающих идеологию экстремизма;
— с формированием в обществе убеждений о допустимости использования насилия для разрешения любых конфликтов;
— с ростом числа «наднациональных» религиозных групп, деятельность которых сопряжена с посягательствами на личность и права человека и гражданина;
— с повышением уровня организованности экстремистских групп, включая создание своеобразной системы преемственности и подготовки кадров;
— со слиянием экстремистских объединений с организованными преступными группами транснационального, общеуголовного и экономического характера;
— с институционализацией и легализацией экстремистских организаций, их лидеров;
— с проникновением таких организаций и их членов в политическую элиту страны;
— с глобализацией экстремизма;
— с использованием конституционных прав и свобод в целях пропаганды идей экстремизма;
— с использованием традиционных религиозных институтов для распространения радикальных идей”, — рассказывает религиовед.
Эксперт говорит о том, что в Казахстане создается угроза нагнетания противоречий квазирелигиозного порядка, которая импортируется в нашу страну из-за рубежа.
“Если говорить о Казахстане, то, несмотря на достаточно сильные и превалирующие устремления казахстанцев к стабильности, в стране, тем не менее в силу ряда геополитических факторов складывается ситуация нагнетания конфликтности на квазирелигиозной основе, которая носит сугубо импортируемый характер. Цель такой деятельности – деструктивное воздействие на сознание и поведение, формирование управляемого (эластичного) массового сознания, создание сети конспиративно действующих организаций, прикрывающихся религиозной риторикой, а по сути, в перспективе – стремление изменить существующий государственный строй”, — рассказывает профессор.
Елена Бурова подчеркивает, что эта ситуация не должна быть пущена на самотек.
“Важно на уровне экспертных оценок и общественного мониторинга, а также в массовом восприятии четко различать, с одной стороны, религиозно мотивированную и культурообразующую в своей основе деятельность. А, с другой, религиозно камуфлированную деятельность, которая направлена на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти, проведение специально организованной подготовительной пропагандистской и обучающей деятельности”, — делится знаниями Елена Бурова.