Эксперт по вопросам безопасности и религии Икбалжан Мирсайитов в своем интервью казахстанским СМИ рассказал о том какую опасность представляют граждане Казахстана, которые остаются на Ближнем Востоке.
Эксперт сказал, что затрудняется ответить на вопрос о том, сколько выходцев из Казахстана выехало в Сирию и сколько еще остается на Ближнем Востоке.
“Сколько уехало и сколько осталось — очень сложный вопрос, и точной цифры сейчас никто не может сказать. Есть люди, которые официально взяты на учет, есть те, которые до сих пор не учитываются, потому что ни государство, ни родственники не знают, где они находятся. Кроме того, многие люди уезжали через другие страны, будучи в трудовой миграции, на учебе, по бизнесу или по другим причинам, поэтому точной цифры нет”, говорит Мирсайитов .
Эксперт рассказал, что за помощью в возвращении в Казахстан обращаются в основном женщины, мужей которых убили в боевых действиях и которых еще не выдали замуж снова.
“К властям Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана [сейчас] апеллируют в основном женщины и дети, как правило, уже убитых в ходе боевых действий мужчин. Сами воевавшие на стороне запрещенных организаций не выходят на связь. Насколько мне известно, часть таких людей находится в тюрьмах Ирака”, — рассказывает эксперт.
В ответ на вопрос о том, могут ли оставшиеся на Ближнем Востоке казахстанцы представлять угрозу Мирсайитов ответил, что необходимо вырабатывать тактику по идеологическому противостоянию.
“Могут ли оставшиеся представлять угрозу? Тут нужно рассматривать вопрос с нескольких сторон: как они были завербованы и каково их назначение в зоне боевых действий. Эти люди остаются приверженцами идеологии воинствующего такфиризма (исламистского течения, установки которого считаются радикальными. — Ред.) и идеологии того, что нужно освобождать от «нечистых людей» территорию Сирии и земли Шама (термин, обозначающий регион на Ближнем Востоке. — Ред.). Здесь есть [другой] очень щепетильный вопрос: у них есть связь с родиной через интернет — с родственниками, земляками, знакомыми. Это и есть угроза”, -говорит эксперт.
Кроме того, эксперт отметил, что идеология такфиризма расширяется. Исходя их этого необходимо создать стратегию противостояния этой идеологии.
Число сторонников этой идеологии не уменьшается. Сейчас надо выработать тактику и стратегию программы по идеологическому противодействию — подготовке специалистов и спецконтента, а это тяжелый и длительный процесс. Мы не должны только силовыми методами решать. Видите ли, идеология такфиризма — это проект, созданный для того, чтобы сталкивать людей, и с ней могут сносить и устанавливать любые политические режимы, к сожалению. Она живет с 1996 года. Я провожу мониторинг с 1990-х годов, и эта идеология расширяется.