По данным прокуратуры, все началось с того, что несколько жителей Шымкента решили заработать на продаже поддельных горячительных напитков. Их «бизнес» не успел выйти за пределы подвала и был пресечен сотрудниками департамента экономических расследований.
Разбирательство вскрыло новые факты. Оказалось, что сырье для производства суррогата, поставлялось с местного спиртзавода. При проверке завода были выявлены грубые нарушения: производство неучтенного спирта и незаконные отгрузки более 80 тонн спирта с нарушением правил хранения и реализации этилового спирта.
— Проверка, проведенная агентством, выявила факт производства на заводе более 81 тонны неучтенного спирта, который затем распространялся среди лиц, занимающихся производством суррогатной алкогольной продукции. Кроме того, установлено, что спирт был отгружен в выходные и праздничные дни, что нарушало правила хранения и реализации этилового спирта, утвержденные Министерством финансов РК, — сообщил заместитель начальника первого отдела прокуратуры Бауржан Карманов.
Как установили следствие и суд, ТОО руководила женщина. Зная о возбужденном против нее уголовном деле за нарушения в сфере производства, хранения и реализации спиртовой продукции, она попыталась дать взятку сотруднику управления департамента экономических расследований.
— Руководитель завода предложила должностному лицу департамента АФМ по Шымкенту взятку в сумме 20 000 долларов США единоразово и 1 000 000 тенге ежемесячно. Эти деньги были предложены директором завода как взятка должностному лицу за общее покровительство и уклонение от уголовной ответственности в связи с незаконной деятельностью предприятия, — рассказали в антикоррупционном ведомстве.
Чтобы не быть голословными, Антикор обнародовал кадры с обыска на спиртзаводе в Шымкенте и видео с меченными купюрами в багажнике автомобиля.
Суд, согласившись с материалами расследования, постановил задержание подозреваемой. Она была арестована, расследование продолжалось полгода.
Подозреваемой вменили покушение на дачу взятки должностному лицу в значительном размере (ст. 24 ч. 3, ст. 367 ч. 2 УК РК), за что ей грозил штраф или до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества.
— По результатам рассмотрения установлено, что являясь директором товарищества и будучи осведомленной о возбуждении уголовного дела департаментом экономических расследований за незаконные действия при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере производства, хранения и сбыта спиртовой продукции, в целях дачи взятки в значительном размере должностному лицу в мае 2024 года встретилась с руководителем 1 управления департамента и передала ему 20 000 долларов США (8 788 000 тенге по официальному курсу) и 1 000 000 тенге за общее покровительство и избежание уголовной ответственности, где и была задержана, тем самым, преступление не было доведено до конца по независящим от нее обстоятельствам, — заявил судья во время приговора.
Вина подсудимой доказана собранными по уголовному делу доказательствами. Прокурор просил суд назначить подсудимой наказание в виде штрафа.
Подсудимая просила принять справедливое решение.
При назначении наказания подсудимой смягчающих или отягчающих обстоятельств не установлено, решено ограничиться штрафом.
— Подсудимая признана виновной по ст. 24 ч. 3, ст. 367 ч. 2 УК и ей назначено наказание в виде штрафа в 20-кратном размере суммы взятки, что составляет 195 641 856 тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе и в государственных организациях, — сообщили в суде.
Приговор не вступил в законную силу.
Контрафактный алкоголь наносит серьезный ущерб государственному бюджету из-за неуплаченных налогов, а также представляет угрозу для здоровья населения. Он часто содержит вредные примеси, которые могут вызвать отравления, слепоту и даже смерть. Производители такого алкоголя игнорируют санитарные нормы и не контролируют качество сырья, что делает его крайне опасным для потребления. По данным Министерства здравоохранения, в Казахстане на учете с алкогольной зависимостью состоит 90 981 человек, в том числе 109 несовершеннолетних. Наиболее высокий уровень зависимости наблюдается в Павлодарской, Актюбинской и Костанайской областях.