Злополучное «НМУ»
Аббревиатуру НМУ для жителей Усть-Каменогорска расшифровывать не нужно. Неблагоприятные метеоусловия настолько частое явление в областном центре, что выработан уже алгоритм действий. Окна не открывать, на улицу стараться не выходить, занятия для детей на воздухе — отменяются. Простыми словами, ветра нет. А значит, выбросы промышленных предприятий, автотранспорта, котельных и печей в частном секторе остаются в котловине, внутри которой и расположен город.
— Мы находимся в климатической ловушке, когда установившийся антициклон блокирует движение воздуха. Добавьте сюда горный рельеф, штиль и инверсию — это когда теплый слой воздуха накрывает более холодный, препятствуя вертикальному перемешиванию воздушных масс. И все загрязнения накапливаются в городе. К тому же, в осенне-зимний период с октября по январь — наибольшее количество дней с НМУ. И их продолжительность — от 5 до 14 дней в месяц, — пояснила начальник отдела метеопрогнозов РГП «Казгидромет» Любовь Бухтоярова.
Это значит, что порой по полмесяца жителям нечем дышать.
Но вчера ситуация ухудшилась настолько, что вызвала переполох среди населения. Социальные сети пестрят кадрами, на которых видимость — менее 50-ти метров, Усть-Каменогорск утопает в смоге. Воздух почти можно «потрогать». Настолько он плотный. Видимости нет. Из-за этого в аэропорту задержали утренние рейсы. И город не принимал самолеты из других регионов.
Школьники учатся удаленно
После шквала жалоб в Усть-Каменогорске отменили даже занятия в школах, впервые сославшись на НМУ. Ранее причиной перевода детей на онлайн-обучение могли стать только погодные условия, такие, как мороз, гололед и сильный ветер.
— Чтобы снизить воздействие на детей, все школы города переведены на онлайн-режим. Так, 27 ноября в 64 школах Усть-Каменогорска сократили последние два урока второй смены. А 28–29 ноября 2024 года учащиеся первой и второй смен, всего более 53 тысяч школьников, переводятся на дистанционное обучение, — сообщили в отделе образования города.
Рост жалоб на здоровье
И отмена занятий в самом деле — необходимость. Ситуация уже отразилась на состоянии здоровья горожан. В поликлиниках отмечают рост обращений на 11%. Люди жалуются на першение в горле, тошноту и головокружения. Специалисты связывают эту динамику с загрязнением воздуха, в том числе мелкодисперсными частицами.
— Был бы это просто туман, но нет. У нас нечем дышать. Стоит выйти на улицу, начинаешь кашлять, горло першит, глаза слезятся. Даже в квартирах чувствуется этот смог, он проникает повсюду, — говорят жители Усть-Каменогорска.
При этом диагнозов, связанных с воздействием химических веществ, нет. В управлении здравоохранения сделали анализ статистики по заболеваниям органов дыхания за текущий год.
— По данным на 9 месяцев 2024 года, в Усть-Каменогорске было пролечено более 72 тысяч пациентов с патологией верхних дыхательных путей. При этом, в международной классификации болезней диагноза «химический ожог горла» нет, — комментируют в облздраве.
Отсутствие классификации мешает врачам областного центра ставит диагноз «химический ожог горла», хотя в городе его утвердили больше года назад. Медики просто не знают, как определить причину заболевания — виновно НМУ или вирусы.
— При НМУ жителям рекомендуется максимально сократить время пребывания на открытом воздухе, воздержаться от физической активности на улице, использовать защитные маски. А также включить в рацион продукты, богатые жирами, регулярно полоскать ротовую полость травяными отварами, — ограничился рекомендациями главный терапевт области Михаил Бугайцов.
Своими «рецептами» делятся и жители города.
— Мы с детьми перешли на чай с медом и лимоном. Хорошо помогает масло черного тмина. А еще купили увлажнитель воздуха — хотя бы дома стало легче дышать, — рассказывает жительница района Согра Айжан Сарсенова.
Дышать сложно — что в воздухе?
Департамент экологии ВКО проводит оперативный мониторинг качества воздуха. Предварительные результаты показывают превышение максимально разовых предельно допустимых концентраций по нескольким показателям.
— На стационарных постах и при помощи переносных газоанализаторов мы выявили превышения среднесуточных концентраций по диоксиду серы, оксиду углерода, хлористому водороду, взвешенным частицам и саже. Данные мониторинга получены как на стационарных постах наблюдения «Казгидромет», так и с использованием переносных газоанализаторов. Проверки проводятся ежечасно, результаты будут опубликованы дополнительно, — отметили в департаменте экологии.
Данные и жалобы не сходятся
При этом НМУ в городе сохраняется уже несколько дней, а в «Казгидромет» до этого упорно отрицали факты загрязнения воздуха. Их приборы не выявляли никаких превышений.
Департамент экологии в свою очередь настаивает, что замеры проводятся в соответствии с установленными стандартами. Но горожане не верят сухой статистике.
— Как норма, если на улице невозможно находиться? Ничего не видно, только смог. Дышать нечем, задыхаемся. Сколько можно это терпеть? Кашляют все, — возмущены жители.
Реакция акима ВКО: «Я сам кашляю!»
Глава региона Ермек Кошербаев жестко высказался о ситуации:
— Я не могу убеждать людей, что превышений нет, если сам кашляю при выходе на улицу. Люди должны знать, чем дышат в своих районах — будь то Согра, КШТ или Куленовка, — отчитал подчиненных глава региона.
На рабочем совещании он призвал ответственные органы к срочным мерам. И поручил проанализировать, как выполняются меморандумы по снижению выбросов. По его мнению, без системного подхода проблему не решить.
Мониторинг под вопросом
Независимые эксперты же считают, что данные официальных ведомств недостаточны. И этим объясняются их пробелы в выявлении загрязняющих веществ.
— Мы сейчас совершенно не знаем, что у нас происходит в воздухе. Станции «Казгидромет» оснащены китайскими датчиками, которые анализируют меньше 10 химических веществ. Это самые дешевые приборы, поэтому и точность их — сомнительная. Кроме того, в департаменте экологии выезжают на место и проверяют воздуха разово в определенных местах. Это капля в море, сравнимая с тем, что искать иголку в сене. Поэтому и говорят: превышений ПДК не обнаружено. А на деле все эти газы смешиваются, образуя новые соединения. Если влага в воздухе — это кислоты, без нее — оксиды. Никто это не контролирует, — утверждает директор Центра экологической безопасности Даулет Асанов.
По его словам, ключевая проблема в отсутствии финансирования на современное оборудование и полноценные исследования. НМУ пройдут, люди затихнут, и никто не выделит денег на новые датчики и научную работу, высказывается эксперт.
Почему экологи не могут выявить конкретных виновников смога?
Главными источниками загрязнения в Усть-Каменогорске остаются промышленные гиганты, автотранспорт и частный сектор, отапливаемый углем. Согласно данным экологов, в отопительный сезон выбросы увеличиваются многократно. Кроме того, сами предприятия зачастую не спешат модернизировать сооружения по очистке выбросов. А в дни с НМУ даже не пускают на территорию проверяющих.
— В городе Усть-Каменогорске 58 промышленных объектов. Из них только «Казцинк» подписал меморандум с департаментом экологии области, чтобы делать замеры непосредственно на источнике выбросов. Это дает наиболее точный результат и позволяет реально оценить ситуацию. Остальные 57 внезапно проверить мы не можем. Нужно сначала зарегистрировать проверку в органах правовой статистики. А для этого нужны основания или конкретные жалобы жителей, — рассказал о бессилии экологов руководитель департамента Азамат Тауырбеков.
Причем, при разработке нового экологического Кодекса внезапные проверки хотели внедрить обязательным пунктом. Но это предложение законодатели не поддержали. Хотя в проекте документа эта норма была. Теперь у экологов «связаны руки». И они могут ссылаться только на результаты замеров воздуха — собственных и «Казгидромета».
Что говорят на предприятиях?
Официальные комментарии по ситуации в городе также дают лишь в «Казцинке» и на «Усть-Каменогорской ТЭЦ». Проверка на их источниках выбросов не выявила превышений допустимых норм.
— По меморандуму с департаментом экологии, в дни с НМУ мы снижаем производительность на 20 процентов. Это увидели и экологи. Мы готовы к любым проверкам. У нас улавливается и утилизируется 96% диоксида серы и 99,1% пыли. И мы продолжаем работу по улучшению экологических показателей, — поделились в «Казцинке».
Вышедшее накануне видео в социальных сетях о якобы аварии на предприятии, его представители назвали фейком.
На Усть-Каменогорской ТЭЦ же отметили, что также снизили мощность. И сразу на 37 процентов. Благо, пока температура воздуха позволяет такие меры, без вреда системам отопления города.
По остальным промышленным объектам вопросы остаются открытыми.
Долгосрочные перспективы
Ситуация с НМУ в Усть-Каменогорске выявила ряд проблем. В частности, недостаточность финансирования на экологические исследования, отсутствие классификации диагноза «химический ожог горла». Волнует людей и дефицит «прозрачности» — горожане не видят реальных данных и подробных отчетов о качестве воздуха. Системы очистки выбросов тоже требуют больших вложений, которых некоторые компании стараются избежать.
Поэтому экологи и жители города едины во мнении: Усть-Каменогорску нужны не временные решения, а стратегический план по борьбе с загрязнением воздуха. В том числе, необходимы изменения в законодательстве, которые бы, например, разрешили внезапные проверки предприятий в критической ситуации. А депутаты областного маслихата намерены инициировать масштабные проверки.
Пока же местные активисты уверены — город дышит на пределе своих возможностей. А чистый воздух остается роскошью, о которой многие могут только мечтать.