Глава управления администрирования доходов физлиц КГД Дина Кусаинова напомнила, что по концепции 2010 года граждане должны были декларировать все активы, включая остатки на банковских счетах, квартиры и машины. Однако в 2020 году было решено освободить гражданских лиц от указания этих данных в декларациях, так как они уже доступны через цифровые базы данных.
— А от всех, кто представил форму 250, декларацию об активах и обязательствах, мы с банков второго уровня получили остатки на банковских счетах, потому что эти лица не показывали. Вот я, допустим, как госслужащая, в 2021 году представила декларацию. Свое имущество, квартиру, машину, которые зарегистрированы в уполномоченном органе, я не указывала, потому что эти данные есть, и остатки на банковских счетах тоже, так как банк передал эти данные в органы госдоходов, — рассказала Д. Кусаинова.
Что касается граждан, которые не войдут в систему всеобщего декларирования до 1 января 2025 года, Министерство финансов будет запрашивать данные из банков в случаях, когда гражданин попадает в зону риска.
— Например, если организация (место работы — прим. ред) представит данные о доходе гражданина за год в размере 10 млн тенге, а из баз данных станет известно, что он приобрел квартиру за 50 млн тенге, мы сделаем запрос в банк, чтобы узнать получил ли он кредит. Если банк говорит, что ничего не получал, то разница между доходом и стоимостью приобретенного имущества будет считаться необоснованной. Мы должны будем отправить гражданину уведомление, чтобы он пояснил, откуда взял такую сумму, и уплатил налог в размере 10%, — пояснила она.
Ранее сообщалось, что в Казахстане отменили последний этап всеобщего декларирования.