27 декабря для кого-то может быть обычным днем, но для героев нашей сегодняшней публикации это день памяти. Прошел ровно год с момента крушения самолета Bek Air, в котором погибло 12 человек. Что изменилось за это время и почему люди не могут забыть о случившейся катастрофе — читайте в нашем материале.
Это было ранее утро, вспоминает начальник отдела по чрезвычайным ситуациям Талгарского района Руслан Абдыкапаров. Борт авиакомпании Bek Air, следовавший рейсом 2100 Алматы — Нур-Султан, вылетел по плану в 07.05 и через несколько минут пропал с радаров. Затем город разбудило сообщение о крушении пассажирского самолета. В аэропорт выехали все службы. На месте работали сотни спасателей, Руслан был среди них.
«Было ужасное зрелище… На месте стало понятно, что повреждения сильные. Первые подразделения уже проводили аварийно-спасательные работы, выносили пострадавших. Десятки карет скорой помощи прибыли на место из Талгара и Алматы. Сотрудники аэропорта тоже помогали», — вспоминает Руслан.
Эта операция запомнилась на всю жизнь, говорит Руслан. Он впервые участвовал в событии такого масштаба. Спасатели помогали раненым, а затем было самое тяжелое — выносили умерших.
«Перелом борта был у самой кабины, она сильно пострадала. Погибшие были в передней части самолета в основном. Это очень тяжело. Это чьи-то родственники, дети, родители. Любая трагедия остается в памяти и в сердце. Травмы у людей были разные. Помню, что второй пилот сильно пострадал, его вытаскивали из кабины. Впоследствии он умер…» — говорит Руслан.
Одной из главных задач было не допустить взрыва самолета, делится спасатель. Потому что в баках было много авиационного топлива. На вопрос журналиста о том, было ли страшно за себя, Руслан отвечает просто:
«Если честно, в тот момент об этом не думал. Это наша работа. Мы организовали воздушно-пенные подушки. То есть крылья самолета залили пеной, это позволяет не допустить взрыва», — делится он.
После полной эвакуации всех людей он и другие спасатели находились там еще трое суток, чтобы не допустить пожара на месте крушения. Затем самолет вывезли на территорию аэропорта для следствия.
Сегодня Руслан признается, что часто вспоминает события 27 декабря 2019 года.
«Любая авиакатастрофа — это большое количество смертей. Пусть моя профессия и обязывает быть свидетелем многих порой жутких вещей, но, знаете, к смерти невозможно привыкнуть. Можно стать черствым в каких-то моментах, но привыкнуть… никогда», — заключает Руслан.
27 декабря особенный день и для семьи бортпроводника Мурата Сахова. Он чудом выжил в крушении самолета Bek Air, рассказывает его супруга Шахноза.
«Это, наверное, самый ужасный день в нашей жизни. И в жизни многих людей, которые участвовали в этой катастрофе. В этой катастрофе наш папа чуть не погиб, чуть не разбился на самолете. Он был бортпроводником на этом рейсе, выжил чудом, потому что сидел в хвостовой части. Во многом благодаря пилотам, которые умело посадили самолет и спасли много жизней. В том числе и жизнь моего мужа, отца моих троих детей», — делится женщина.
Когда удар произошел, он быстро среагировал и начал вытаскивать людей, не думая о своей жизни, хотя везде пахло горючим и самолет мог в любую минуту взорваться, говорит Шахноза.
«Он не убегал никуда, помогал пассажирам выбраться из самолета. Как таковых травм он не получил, кроме психологической. Но эта травма очень глубокая. Чем ближе этот день, 27 декабря, тем больше у нас дома гнетущая атмосфера, мы не хотим, если честно, об этом вспоминать. Но от этого никуда не денешься», — говорит она.
С депрессией муж уже справился своими силами, говорит Шахноза Сахова. Первые дни его мучили кошмары, и каждый день снилась катастрофа.
«Государство нам психолога не предоставило, я сама начала с ним разговаривать, вытаскивать из него эту боль, отвлекать, дети… Помощь психолога в любом случае мужу не помешает, после такой катастрофы любому человеку помощь нужна. Но мы стараемся перебороть этот день сами, потому что терапия сейчас для нас слишком большие деньги», — делится женщина.
После крушения самолета муж и другие сотрудники авиакомпании остались без работы, говорит Шахноза. Осложнил поиск работы и карантин из-за пандемии коронавируса.
«Были дни, когда у нас даже хлеба не было. Я работаю в салоне красоты, и когда из-за карантина они закрылись, вот тогда и были такие дни. Потом, когда открыли, уже легче стало. В любом случае, когда дома мужчина не работает, это очень плохо. У него была депрессия еще и потому, что он не смог никуда устроиться. Наши казахстанские компании сказали, что вы по возрасту не подходите. В зарубежные компании мы резюме отправляли, но, так как везде карантин, во многих местах сокращение, его не берут», — делится женщина.
Женщина рассказала, что документы до сих пор лежат в Bek Air у всех сотрудников. Сейчас семья рискует остаться на улице.
«Раньше зарплата мужа уходила на выплату ипотеки. А с того дня ипотека у нас не оплачивается. Мы поехали в банк, хотели, чтобы они нам отсрочку дали, объяснили всю ситуацию, что катастрофа произошла, зарплаты нет, мы не можем платить, они сказали, уже поздно, вы в черном списке», — говорит она.
Сейчас семья просит выплатить обещанную компенсацию, помочь найти работу и вернуть документы, которые до сих пор находятся в офисе Bek Air.
«Расследование до сих пор продолжается. Мы куда только не писали, просили помочь найти работу сотрудникам, разобраться во всем этом, в этой ситуации. Не только мой муж, почти все сотрудники Bek Air обижены на авиакомпании Казахстана, потому что их не взяли нигде, они не смогли устроиться.
Мужу 38 лет, для бортпроводника с таким опытом, который побывал в катастрофе, не растерялся, начал эвакуировать пассажиров, это огромный опыт, он выполнил свою работу до конца, не испугавшись, что самолет взорвется. Можно было закрыть глаза на его возраст и взять бортпроводника с таким опытом, ему же не 68 лет в конце концов», — пожаловалась супруга бортпроводника.
Женщина рассказала, что каждый год 27 декабря семья будет резать барана и читать Коран. Потому что теперь это второй день рождения выжившего в крушении самолета Bek Air Мурата Сахова.
Напомним, авиакатастрофа с самолетом Bek Air, вылетевшим из Алматы в Нур-Султан, произошла рано утром 27 декабря 2019 года. Лайнер упал недалеко от алматинского аэропорта. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. В результате крушения погибли 12 человек.