«Колдун-садист» Улугбек Сманов, который истязал приемных детей, содержится в Республиканском государственном учреждении №69 Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК в Шымкенте. Он был признан «невменяемым» и направлен на принудительное лечение с диагнозом «параноидная шизофрения, аффективно-галлюцинаторно-бредовой синдром». Суд освободил Улыкбека Сманова от уголовной ответственности за «ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей» и «истязание». В ДУИС Шымкента в ответе на запрос нашей редакции ограничились сухим подтверждением информации о том, что Сманов находится в СИЗО.
- Данный осужденный отбывает наказание, назначенное судом. Информация о состоянии его здоровья разглашению не подлежит. Вместе с тем сообщаем, что медицинское обеспечение осужденных передано в ведение Министерства здравоохранения, — сообщили в департаменте уголовно-исполнительной системы Шымкента.
Минздрав отказал корреспондентам в предоставлении информации о протоколе лечения и состоянии пациента, направленного на принудительное лечение по решению суда. В ответе сослались на «врачебную тайну» и указали, что согласно Конституции Казахстана, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, включая личную и семейную тайну. Даже в случае осуждения за тяжкие преступления, закон защищает частную жизнь, предотвращая чрезмерное вмешательство извне.
- Статья 171 и статья 173 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения не содержат отдельного определения для осужденных. Они рассматриваются как лица с психическими и поведенческими расстройствами (заболеваниями), — ответили в Министерстве здравоохранения РК.
Почему Сманова до сих пор не перевели в специализированную республиканскую психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением, которое находится в поселке Актас и является единственным заведением подобного типа в стране. Здесь находятся изолированные от общества пациенты, признанные невменяемыми, включая убийц и насильников.
С этим вопросом корреспонденты агентства обратились к известному юристу за комментарием. Адвокат Евгений Яворский отметил, что осужденные, признанные невменяемыми, действительно должны проходить лечение в специализированных учреждениях. Однако в некоторых случаях, когда не хватает мест или есть проблемы с организацией перевода, такие лица могут оставаться в СИЗО.
- Если верить информации, предоставленной Верховным судом, учитывая его отправку на лечение, скорее всего речь идет о временном решении, — прокомментировал адвокат Евгений Яворский.
По мнению правозащитника, на практике следует внедрить меры, которые гарантируют, что лица, признанные невменяемыми, будут находиться в условиях, обеспечивающих необходимое лечение и надлежащий контроль.
⠀
Тем более, что на «целителя» в 1993 году было заведено уголовное дело по статье «непредумышленное убийство по неосторожности» во время одного из сеансов. В связи с психическим расстройством оно было прекращено, мужчину тогда направили на принудительное лечение, а потом отпустили.
Спустя почти 30 лет Сманову с супругой доверяют воспитание 6 приемных детей из разных городов страны.
Он предоставил документы, подтверждающие его здоровье и отсутствие судимостей. В результате двое из детей — мальчик и девочка — были усыновлены, а на остальных оформлено опекунство.
На протяжении трех долгих лет дети испытывали ужасные мучения: приемный отец связывал их, не купал по полгода, кормил фекалиями, мясом кошек и собак.
Семья жила обособленно в большом доме с времянкой в жилом массиве Кокбулак в Шымкенте, и органы опеки не проявляли особого интереса к условиям жизни детей в этой приемной семье.
После обнародования шокирующих фактов «садист-колдун» был задержан. Дело поступило в суд.
Громкий судебный процесс проходил в Шымкенте в закрытом режиме. В итоге Сманова освободили от уголовной ответственности и назначили принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа.
В отношении его супруги было возбуждено уголовное дело «за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей».
Шестерых детей, пострадавших от приемного отца-истязателя, направили в детские дома.