Как появилась машиностроительная отрасль в регионе
Появление машиностроения в Костанайской области связано с решением демографического вопроса в регионе. Открыть «мужское» направление сподвигло большое количество предприятий с «женскими руками» в области, которые были популярны в советское время.
— В советское время здесь работало четыре крупных предприятия: камвольно-суконный комбинат, завод химического волокна, швейная и обувная фабрики. На них работали преимущественно женщины. Чтобы решить демографический вопрос, в 80-е годы был заключен договор по строительству завода с Германией, который выпускал двигатели Magirus. Это были дизельные двигатели с воздушным охлаждением, — рассказал кандидат технических наук Булат Салыков.
Тогда была выделена территория, построены спец помещения. Для наполнения завода были приглашены специалисты из Челябинска и Миасса. С этого все и началось.
Но, после распада СССР, предприятие было временно заморожено.
— После, на базе завода было решено делать двигатели для другого типа автомобилей. Тогда даже успели выпустить несколько двигателей. Но, впоследствии, было принято решение дать «зеленый свет» зарубежным инвесторам, которые предложили делать крупноузловую и мелкоузловую сборку. Тогда на рынок пришли корейцы, с маркой автомобилей SsangYong, — пояснил кандидат технических наук.
По его словам, в регионе была больше развита сборка автомобилей, а чистое машиностроение набирает обороты только сейчас — изготовление сеялок, литье блоков, коробок и мостов для крупногабаритных авто и так далее.
Тем не менее, по данным Булата Салыкова, регион был выбран для развития машиностроения не случайно. Костанайская область имеет очень выгодное географическое положение.
— Костанайская область граничит с крупными регионами Российской Федерации, обеспечена широкими возможностями по транспортной инфраструктуре: у нас развито дорожное, железнодорожное сообщения, что обеспечивает перевозку сырья, готовой продукции и так далее. Плюс ко всему, здесь имеется наличие сырьевых ресурсов, в том числе железной руды. Ну и роль сыграла поддержка от государства, привлечение частных инвестиций, — отметил спикер.
По его данным, благодаря этому на рынок зашли французы, корейцы, японцы, россияне, китайцы.
И снова с нуля
Своими глазами становление завода Allur, (компания представляет группу, куда входят все машиностроительные предприятия области, включая производство легковых авто, а также сельхоз техники– прим. ред.) наблюдала начальник центральной заводской лаборатории Светлана Володина. Свой трудовой путь женщина начала с конца 80-х годов, когда в регионе появился первый дизельный завод.
— Мой путь начался в 1989 году. После были уже 90-е, и далее началось восстановление производства, где выпускались комбайны. В последующем началась сборка автомобилей. Первая машина была японская Toyota, следующими стали корейцы с маркой SsangYong. Именно с них началась история предприятия, — рассказала Светлана Володина.
По ее словам, ппервоначально производство было построено на сборке. Сначала собирали комплектующие — они приходили от брендодержателей. А после введения сварочного и покрасочного цехов начал работать полный цикл производства.
— В данный момент мы расширяем объемы CKD-производства. Сегодня мелким узлом на заводе производятся такие марки автомобилей как Kia Sportage, Kia Cerato, Chevrolet Onix, Jac S3 Pro, — отметила спикер.
Светлана Володина подчеркивает, что было сложно начинать практически с нуля — набрать специалистов машиностроительного профиля, учитывая, что Костанай — город небольшой. Но спустя годы, собрался «крепкий» штат. Теперь опыт передается молодому поколению.
— Если раньше была популярна механика, то современные машины больше переходят на автоматику. Меняется внешний вид, внутреннее наполнение. Мы это подмечаем и как работники отрасли, и как простые обыватели, — отметила спикер.
По ее словам, неизменным остается только соответствие качеству и стандартам технологии.
— Задача нашей лаборатории проверять и продукт, и процесс. Контролируем процесс покрытий, когда после сварки автомобиль заходит на покраску, проверяем толщину покрытия кузова, пластика и так далее. Что касается технологии прошлых лет и нынешних — химический процесс неизменный. Отличия здесь только в требованиях брендов, которые заходят на рынок. Например, отличается толщина, цвет, блеск покрытия и так далее, — пояснила специалист.
Претендуем ли на «Детройт»?
Светлана Володина рассказала, что Костанайской области в плане развития машиностроения есть еще куда расти, и этот процесс будет продолжаться.
— Конечно мы стремимся и делаем все, чтобы достичь этого уровня. Здесь речь идет об инвестициях, крупных денежных средствах, которые необходимо будет вложить. Но машина запущена, появляются новые производители, думаю впереди хорошие перспективы, — заключила спикер.
Сейчас в Костанайской области на стадии запуска находится новая промышленная зона, где будут запускать сборку автомобилей KIA (Корея). Сам же завод в данный момент сотрудничает с Узбекистаном, Чехией, Россией и Китаем.
В данный момент производственная мощность завода составляет 100 тысяч автомобилей в год. Доля на рынке по производству транспорта составляет 62%.