– Сколько лет Вам было, когда Вы впервые начал играть в азартные игры?
– Когда учился в школе, играл в футбол. С интересом смотрел игры, был фанатом. Хотите верьте, хотите нет – в 9-м классе начал играть в азартные игры на деньги. В первый день поставил 10 тысяч тенге, был приличный выигрыш. После этого суммы, которые я ставил в азартных играх, постепенно начали увеличиваться. Иногда проигрывал, иногда выигрывал значительные суммы. Когда выигрывал, думал о том, чтобы приумножить деньги. Потому, что это легкий заработок. И легкий заработок бывает только в азартных играх. Сам не заметил, как оказался полностью увлеченным играми. В азартных играх я провел 12 лет и, не буду скрывать, чуть не стал их жертвой.
– Наверное, Ваши родители и другие родственники знали о том, что Вы играешь?
– Возможно, какое-то время удастся скрывать. Но постоянно скрывать не получится. К тому же, для азартных игр нужны деньги. Не всегда же в кармане бывает их достаточно. Тогда приходится брать в долг. Когда бывает хороший выигрыш, нужна сила воли, чтобы уйти с этими деньгами. Но всегда думаешь, что можно увеличить счет. Так я проиграл значительные средства, лишился дома и машины.
Родители, родственники и моя семья узнали, что я играю в азартные игры. Это было для них тяжелым ударом. Я их сильно огорчал. Особенно переживали родители, и мне жаль, что из-за меня они состарились раньше времени. Жена решила развестись со мной. Я сильно боялся потерять ее. Потеря денег, жилья и машины создают кризисную ситуацию, которая может подтолкнуть и к самоубийству. И у меня были такие мысли…
– Говорят, что от лудомании трудно излечиться, как Вам это удалось?
– На самом деле было несколько причин. Во-первых, я знаю людей, которые проиграли деньги и спились. Видел таких, кто бросился с моста. Во-вторых, среди лудоманов немного представителей других наций, большинство – казахская молодежь. Им никто не разъясняет последствия увлечения азартными играми. Есть такие парни, что даже после вахты не едут сразу домой, а идут туда, где принимают ставки. В-третьих, у меня накопились долги. Кредиторы начали требовать возврата денег. Все это было нелегко для родителей и моей семьи. Действительно, от азартных игр отказаться трудно. И мне было нелегко.
Хорошо, что в 2021 году я перестал играть. Консультировался в центрах реабилитации в Алматы и Астане. Оказалось, что казахам трудно получить консультацию, там нет казахскоязычных специалистов. Молодым людям, плохо знающим русский язык, трудно довести до специалистов свои мысли.
– В прошлом году был открыт Центр психологической помощи игроманам. Много ли тех, кто обращается за помощью?
– Да, в прошлом году мы с Тимуром Рамазановым выдвинули идею открытия центра по оказанию психологической помощи пострадавшим от азартных игр. Центр, начавший работать в сентябре, мы назвали «Жаңа өмір». Мы оба пострадали от игровой зависимости. Поэтому мы хотим содействовать тому, чтобы такие же казахские парни, теряющие деньги, становящиеся жертвами азартных игр, сделали шаг в новую жизнь.
С прошлого года в Центр обратились более 100 человек, получили консультации. Приходят и девушки, и многодетные матери. Одна из таких матерей сказала, что ее муж не работает. Она начала играть, чтобы прокормиться детей, иногда проигрывала, иногда выигрывала. Я сам через это прошел и знаю, к чему это приводит. Не отрицаю и такой вероятности, когда после небольшого выигрыша проигрывают большие деньги, а потом совершают непоправимые поступки. Почему? Потому что крупный проигрыш оказывает негативное влияние на человека, на его настроение и поведение. После консультаций некоторые отказываются от азартных игр. То есть, мы начали достигать своих целей.
Напомним, 8 июля этого года Глава государства подписал Закон против лудомании.