Куда уходит газ?
Общий объем добычи всего газа в Казахстане составит 60 млрд м3. Такой показатель озвучили в прогнозном балансе Министерства энергетики РК на 2024 год. Прогнозный баланс газа до 2030 года сформирован в соответствии с законом РК «О газе и газоснабжении» совместно с АО НК «QazaqGaz».
В министерстве отмечают, что темпы развития газовой отрасли в стране устойчиво растут. За 2023 год в Казахстане добыли 59 млрд 63 млн кубометров газа — из них более 11,8 млрд на Кашагане, свыше 16 млрд — на Тенгизе и около 22,4 млрд — на Карачаганаке. Три крупных месторождения страны обеспечивают суммарно 85% добычи газа в стране.
Однако, в Министерстве энергетики подтвердили растущий дефицит сжиженного газа, несмотря на рост добычи. Известно, что ежемесячное производство нефтяного газа для обеспечения внутреннего рынка Казахстана составляет порядка 130 тысяч тонн. А сегодня казахстанцы расходуют до 165 тысяч тонн газа каждый месяц. Получается, что дефицит составляет — 35 тысячах тонн каждый месяц.
Эксперты нефтегазовой отрасли отмечают, что около половины добытого сырья закачивается обратно в пласт для поддержания давления на месторождениях.
— На экспорт идет порядка 15 млрд м3, половина из которых возвращается по SWOP-схеме обратно в Казахстан. Также у Казахстана есть обязательства перед Китаем по поставке 10 млрд м3 ежегодно. Таким образом товарного газа в Казахстане порядка 30 млрд м3, — прокомментировал эксперт нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов.
Что касается потребления газа, он отметил, что около половины товарного газа уходит на выработку электроэнергии (около 10-15 млрд м3), треть направляется населению на бытовые нужды, оставшиеся объемы — промышленным предприятиям.
Как будут закрывать дефицит?
Дефицит сжиженного газа в Казахстане достигает 25%. Точные данные о количестве сжиженного газа на казахстанских АЗС в министерстве пока не озвучили. Однако правительство не планирует увеличивать его поставки на внутренний рынок.
— Объем производства сжиженного газа в Казахстане составляет порядка 3 млн тонн. Это выше внутреннего потребления. Пока этого хватит закрыть внутренние потребности. Конечно же, нужно понимать, что перенаправить экспортные объемы приведет к росту цен на внутреннем рынке. Но закупать сжиженный газ у других стран будет дороже. Поэтому это лучше рассматривать как крайний вариант, — комментирует нефтегазовый эксперт Аскар Исмаилов.
Недавно министр энергетики Алмасадам Саткалиев предложил водителям автомобилей с газовой установкой демонтировать оборудование и выбирать между бензином и дизельным топливом. Он сообщил, что ведомство рассматривает сжиженный нефтяной газ как сырье для нефтегазохимии.
— Дело в том, чтобы запустить такие производства требуются внушительные инвестиции, которые окупаются в течение 20 лет. После чего, возможно, будут значительные финансовые выгоды. Это зависит от множества факторов… Я бы позиционировал проекты нефтегазохимии как социальные, а уже потом как бизнес. К сожалению, нефтегазохимия не даст ожидаемого роста в связи с тем, что на этих предприятиях будут использоваться иностранные технологии, иностранное оборудование, даже проектные работы будут выполнятся иностранными компаниями. А это основная маржа на этих проектах, — отметил Аскар Исмаилов, комментируя новую инициативу министерства.
Также многие считают, что это однозначно вызовет дефицит для автомобилистов, потому что проекты нефтегазохимии требуют долгосрочных непрерывных поставок, без чего невозможно производство. Однако альтернативы другой нет. На производстве невозможно заменить сжиженный газ на дизель или бензин. Логично, что приоритет будет отдан нефтегазохимическим предприятиям.
По мнению Аскара Исмаилова, дефицит газа связан с двумя факторами. Во-первых, в 2022 году был запущен завод по производству полипропилена, который потребляет до 550 тысяч тонн пропана. Во-вторых, наблюдается рост автомобилей, использующих сжиженный нефтяной газ в виде топлива. Их число сегодня уже приближается к 600 тысячам. Это каждый десятый автомобиль в Казахстане.
— Конечно, несколько лет назад трудно было представить, что Казахстан столкнется с таким бурным ростом потребления. Я полагаю, что для насыщения внутреннего потребления уже в следующем году придется все экспортные объемы направить на внутренний рынок, — сказал нефтегазовый эксперт.
Переход транспорта со сжиженного газа на другой
Во время последнего выступления министерства энергетики РК Алмасадама Саткалиева была упомянута инициатива по переводу транспорта со сжиженного газа на другой. Отраслевым специалистам такая инициатива кажется выгодной для экономики Казахстана.
— Технологии уже имеют практическое применение во многих странах. Во-вторых, развитие заправочных станций компремированного природного газа в разы увеличит транзит через Казахстан со стороны Китая и Центральной Азии, что положительно скажется на экономике Казахстана. Основная задача — увеличить объем товарного газа. Либо увеличив добычу, либо закупая дешевый газ у соседних стран. Как будут добиваться этих целей профильное ведомства и национальный газовый оператор покажет время. Надеюсь, QazaqGaz, который насчитал в Казахстане 62 трлн куб метров газа, доведет добычу до требуемых объемов, — сказал нефтяник Аскар Исмаилов.
Отраслевой эксперт пояснил, что попутный газ, который составляет львиную долю добычи газа в Казахстане со временем снизится вместе с добычей нефти. Поэтому добыча природного газа сегодня стоит остро.
Рост цен на газ ниже инфляции
Предельная оптовая цена за тонну сжиженного нефтяного газа с 1 июля 2024 года составляет 45 тысяч тенге. Однако цена для нефтегазохимических предприятий в два раза выше.
Анализ потребления показывает тенденцию увеличения спроса на сжиженный газ в регионах в особенности в приграничных районах в связи с низкой ценой по сравнению с соседними государствами. По данным Минэнерго, в Казахстане розничные цены на сжиженный газ составляют в зависимости от региона 59–94 тенге за литр, в России — 171 тенге за литр, в Кыргызстане — 149 тенге за литр, в Азербайджане — 323 тенге за литр, в Таджикистане — 183 тенге за литр.
Аналитик в нефтегазовой сфере Абзал Нарымбетов считает, что цены на газ необходимо поэтапно повышать.
— Рост цен на газ в Казахстане ниже уровня инфляции. Можно считать, что это негативно скажется на производстве, если не повышать цены на газ. К примеру, соседняя страна Узбекистан в ближайшие 3 года планирует сбалансировать стоимость различных видов топлива и газа по рыночным ценам. В Узбекистане, несмотря на большое количество населения, ресурсов мало, поэтому они поняли, что если не пережить эту ситуацию, которая сейчас вызывает «шок», то в будущем будет еще сложнее, — комментирует экономист.
Он добавил, что без повышения цен производство в стране ослабнет. По словам Нарымбетова, многие предприятия Казахстана не обновлялись уже много лет. Это связано с тем, что цены на такие виды ГСМ, как бензин, керосин и газ — ниже мировых рынков. Предприятия будут изнашиваться дальше, если не заработают достаточно денег. Фактически, если мы не перейдем к рыночной экономике, то будет постоянный дефицит газа.
— Конечно, я не хочу, чтобы цены были такими же высокими, как в развитых странах. Есть возможность найти выгодные цены как для производства, так и для потребителя. Более того, программа тарифных ограничений на нефть и газопродукты в Казахстане негативно отразилась на инвестиционном климате. Инвесторы откажутся от проекта, если узнают, что в краткосрочной перспективе они не получат прибыль, прежде чем вкладывать деньги в конкретный проект. Все крупнейшие в стране месторождения — Карачаганакское, Тенгизское и Кашаганское — обязались реализовывать производимую продукцию на внутренний рынок, кроме иностранных компаний. А в стране, когда цены низкие, они не получают прибыль. В результате техническая база некоторых предприятий сильно изношена и находится на грани банкротства, — резюмировал эксперт.
Минэнерго планирует создать стратегические запасы топлива
По данным английского аналитического агентства IHS Markit, к 2030 году дефицит бензина в Казахстане может достичь 2 млн тонн, дизтоплива при худшем сценарии — до 4 млн тонн.
По прогнозам, которые приводит Минэнерго, через 25 лет вклад нефтеперерабатывающей отрасли в ВВП страны увеличится до 2,8%. Для этого министерство ставит перед собой задачу увеличить объемы нефтепереработки с 17 до 27 млн тонн в год. Министерство планирует расширить и модернизировать три действующих завода. А план по строительству четвертого НПЗ — разработать к 2030 году.
Как заверяют в Минэнерго, через 25 лет казахстанские НПЗ могут начать испытывать нехватку сырья из-за истощения действующих месторождений. Как следствие, все больше нефти придется добывать с новых месторождений — Тенгиза и Кашагана. Чтобы избежать проблем, ежегодно до 3,5 млн тонн черного золота планируют поставлять на переработку на внутреннем рынке. Сначала ведомство планирует создать стратегические запасы топлива и только потом более активно экспортировать казахстанские нефтепродукты в страны Центральной Азии и Европы.