Новый кандидат относится к традиционной элите демократов
Теперь демократам надо решить процедурные моменты выборов нового кандидата от партии. Сам Байден назвал своего вице-президента Камалу Харрис. Сразу после решения Байдена ее поддержали видные демократы, за сутки было собрано рекордное количество денег в избирательный фонд. Так что для политического руководства демократической партии выбор вполне очевиден.
Вице-президент олицетворяет преемственность политики президента Байдена и относится к традиционной элите партии. К тому же, ее рейтинги в масштабах всей страны оценивались выше, чем у президента. У нее существенно ниже антирейтинг. При этом она хорошо известна на федеральном уровне, чего нельзя сказать про потенциальных кандидатов из числа губернаторов разных штатов.
Например, губернатор Мичигана Гретхен Уитмер уверенно выиграла в этом колеблющемся штате, но считается, что ее популярность здесь основана на длительном опыте работы. Тот же губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом яркий и харизматичный политик. Но к нему будут вопросы по поводу не самой благополучной ситуации в Калифорнии с безопасностью и прочими проблемами. В частности, Илон Маск совсем недавно принял решение перенести штаб-квартиру X (Twitter) из Сан-Франциско в Техас. Кроме того, Калифорния очень либеральный штат, и это не самая лучшая характеристика для умеренных, но более консервативных американцев из тех, кто еще не решил за кого голосовать.
Есть еще губернатор Иллинойса миллиардер Джей Прицкер, семье которого принадлежит гостиничная сеть Hayatt. Он резко критиковал Трампа. У него есть деньги, что немаловажно для избирательной кампании. Но кандидатура Прицкера не поможет приобрести голоса среди тех колеблющихся, кто относится к либералам и мусульманам. Этнический еврей он активно поддерживает Израиль, что вступает в противоречие с оценками определенной части либерально настроенных американцев. В то время, как демократам нужны все голоса, особенно в спорных штатах. В том же Мичигане, где голоса 200 тысяч мусульман могут решить за кого в итоге проголосуют выборщики от этого штата.
Трампу победить Харрис будет проще?
В этом смысле в пользу вице-президента Харрис может сыграть тот факт, что она не отметилась какими-то яркими действиями во время президентства Байдена. Она такой типичный политик из истеблишмента. Главное здесь, что ей трудно что-то предъявить. В определенном смысле Байден был более удобным противником для Трампа. Весьма характерна реакция, с которой кандидат в президенты от республиканцев отреагировал на новость об отказе Байдена баллотироваться. Он сказал, что Байден «худший президент за всю историю страны». По его словам победить Харрис будет проще.
Но, по сути, это выглядит так, что Трамп пытается не то, чтобы напоследок «лягнуть уходящего соперника», что само по себе не очень конструктивно, по крайней мере, для части колеблющихся избирателей. Скорее можно сказать, что у Трампа нет запасного плана на случай, если его соперником не окажется Байден.
Логика выдвижения Харрис основывается на всем том, что противостоит Трампу. Он яркий шоумен, но часто переходит границы. Она в меру скучный политик, но с ее кандидатурой проще согласиться тем, кто более умеренный и не любит крайностей. Он этакий мачо, его поддерживают самые жесткие ультраконсерваторы, для которых характерно негативное отношение, к примеру, к абортам.
Консервативные судьи Верховного суда, некоторых из которых назначил Трамп, уже создали сложную ситуацию в ряде штатов США, где, по сути, запрещены аборты. Самая спорная ситуация сложилась в Аризоне, где в апреле 2024 года суд признал действующим закон от 1864 года. Согласно этому закону за аборт предусматривается наказание от двух до пяти лет, несмотря на все обстоятельства, например, инцест или изнасилование. Даже консервативные женские организации в этом штате разделились в отношении этого решения. В ноябре здесь пройдет референдум.
На этом фоне Харрис, как женщина, естественно выглядит предпочтительнее для значительной части женского электората. По крайней мере, в 2016 году, когда баллотировалась Хиллари Клинтон, не было такого накала страстей в обществе. Но если демократы выдвинут Харрис, то Трампу снова будет противостоять женщина. Однажды он победил, но получится ли это сделать во второй раз теперь остается открытым вопросом.
К тому же она чернокожая женщина. Хотя применительно к истеблишменту в США это носит во многом условный характер, но для афроамериканских избирателей, несомненно, имеет значение. По крайней мере, те из них, кто не хотел идти на выборы, теперь точно примут в них участие. Так произошло в случае с избранием Барака Обамы. Характерно, что она закончила Говардский университет в Вашингтоне. Его называют «черный Гарвард». Хотя училась в школах с преобладанием белых учеников.
В то же время по матери Харрис индианка. Это повышает симпатии к ней среди азиатской части населения, а это 24 млн человек. Конечно, в основном они проживают в тех штатах, которые и так голосуют за демократов – Калифорния, Нью-Йорк и другие города западного и восточного побережья. Однако их также довольно много в крупных городах центральной части США, которые как раз голосуют за республиканцев. Даже несколько процентов в отдельных штатах могут решить исход выборов.
При этом ее мужем является юрист Дуг Эмхофф, выходец из еврейской семьи из Нью-Йорка. Так что у Харрис почти идеальный набор составляющих, которые позволяют ей рассчитывать на поддержку весьма широких групп в структуре американского общества. Но самое главное, что Харрис в целом неконфликтный кандидат. Когда против нее будет выступать беспокойный Трамп и его не менее беспокойный кандидат в вице-президенты Джеймс Вэнс, она будет олицетворять уверенность и преемственность не просто с истеблишментом, а со старой доброй Америкой, когда еще не было Трампа и штурма Капитолия.
Почему Камала Харрис очень удобный кандидат для партии демократов
Не стоит также недооценивать жесткость Харрис в ходе ведения дискуссий. Она была окружным прокурором Сан-Франциско, генеральным прокурором Калифорнии, сенатором США. Понятно, что априори она умеет вести диалог и в том числе быть жестким переговорщиком. В Сенате она занимала очень активную позицию и имела общенациональную известность.
В любом случае Харрис можно отнести к категории тех, кто сделал себя сам. Она выгодно отличается от той же Клинтон, которая все-таки не прошла систему жесткого отбора, часто в довольно неблагоприятных условиях.
Так что, Харрис очень удобный кандидат для Демократической партии. При этом ее уже поддержали видные демократы, в том числе тот же губернатор Калифорнии Ньюсом. Очевидно, что это согласованная кандидатура. Теперь осталось оформить это на конвенте демократов в августе в Чикаго. Хотя это будут открытое голосование среди почти 4 тысяч делегатов. При этом так называемые суперделегаты, это представители партийного руководства, голосовать в первом туре не смогут. Такое решение было принято в 2018 году.
Для победы в первом туре нужно набрать 50% голосов. Если не получится, тогда будет второй, третий и так далее, пока не выберут кандидата. Но во втором туре уже смогут голосовать суперделегаты. Главная интрига заключается в том, договорятся ли демократы до конвента в Чикаго или все будет решаться уже на нем.
В целом создается впечатление, что демократы быстро договорятся. Потому что им нельзя терять время, до выборов осталось несколько месяцев, а им надо еще раскрутить своего нового кандидата. Поэтому активистам демократов логично было бы быстро собирать средства в пользу Харрис с тем, чтобы к конвенту она была бы уже безальтернативным кандидатом.
В любом случае завершается целая эпоха. С Джо Байденом уходит то поколение, которое еще помнит времена холодной войны. Понятно, что он несколько задержался на политической сцене, но все-таки это часть истории. США меняются, в том числе вследствие его политики, например, в области иммиграции. Собственно, несогласие с ней и ведет консервативную часть населения США в условный «бой» за Трампа. Так что все еще только начинается.