Сегодня ушла из жизни известный казахстанский историк и исследователь Ирина Ерофеева. Об этом сообщил в Facebook доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева Айболат Кушкумбаев.
«Сегодня пришла скорбная весть… умерла Ирина Викторовна Ерофеева — выдающийся казахстанский историк и исследователь. Буквально сегодня ночью читал ее труды: «Казахские ханы и ханские династии», «Родословные казахских ханов и кожа». С Ириной Викторовной был знаком со студенческой скамьи. У нее был свой, скрупулезный и всесторонний подход к источникам, глубокое знание (вплоть до мелких деталей) историографии вопроса или темы, к которой она обращалась. С трудом принял это известие… Ее уход, считаю, огромной потерей для нашей науки. Светлая память о Ирине Викторовне, навсегда останется в моем сердце», — написал историк Кушкумбаев.
О вкладе Ирины Ерофеевой также написал российский историк Сергей Абашин:
«Она была уникальным учёным, это тот случай, когда масштаб личности и её заслуг «вдруг» осознаётся после смерти. Её уникальность заключалась в том, что она сумела, несмотря на множество трудностей и соблазнов 90-2000 гг., сохранить настоящий профессионализм — она работала с множеством первоисточников по истории казахов в 18 и 19 веках, она открывала многие из них и активно, много публиковала, Ирина Викторовна видела в этих источниках не истину в последней инстанции, а могла критически взглянуть на них, увидеть и исследовать контекст, для нее эти источники были не средством доказать какие-то идеологические тезисы, а способом реконструировать обстановку и события изучаемой эпохи», — написал доктор исторических наук, профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Абашин.
«Она изучала не только русские документы, чем грешат многие историки, а приложила много сил для изучения казахских источников, для того, чтобы услышать голоса разных сторон, понять многообразие интересов и мотиваций. Это в каком-то смысле можно даже назвать уважением и любовью к казахской культуре, казахской истории, пониманием их собственных болей и взглядов, что, будем откровенны, с трудом и редко удается исследователям из других стран. (…) Уход такой личности — это, безусловно, огромная потеря. Светлая память», — заключил ученый.