Пропагандисты пытаются убедить население Европейского Союза в невиновности России и выставить президента Владимира Путина жертвой обстоятельств. По их мнению, НАТО планировало напасть на Россию, и если бы Россия не ввела войска первой, то ей пришлось бы обороняться.
«Чем чаще повторяет это российские пропагандисты, тем больше начинают сомневаться европейские обыватели. Задачей европейских политологов является убедить людей на Западе, что не все так однозначно», — пишут западные эксперты.
В Европейском Союзе регулярно заявляют о том, какую опасность несет распространение российской пропаганды. Страны ЕС заблокировали большинство российских каналов связи, однако они не могут ограничить пользователей от локальных и единичных случаев, когда человек видит отдельное видео или фото.
«Использование в современном мире искусственного интеллекта дает возможность Кремлю создавать дипфейки, что усложняет работу разоблачителей пропаганды», — пишут политологи.
Регулярно проводятся мероприятия по выявлению проблемы и поиску дальнейшего пути ее решения. В декабре прошел «Европейский диалог по дезинформации», где участники, занимающиеся исследованием влияния пропаганды, поделились мнением и предсказали дальнейший ход российской кампании дезинформации.
Специалисты выявили, что характерным признаком начала дезинформационной кампании Кремля есть кибератака и последующее внедрение пропагандистских нарративов в приложения для обмена сообщениями, социальные сети, веб-сайты, традиционные средства массовой информации, а также по официальным каналам связи. Целью России является не убедить общество в своей правоте, а убедить людей в том, что не все так однозначно.
Федерика Маркони, исследователь из Института международных отношений, присутствовавшая на саммите «Европейский диалог по дезинформации», напомнила, как после начала полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года Кремль сначала продвигал ксенофобию по отношению к украинским беженцам, пытаясь изображать их как жестоких и опасных, особенно когда они начали переезжать из Украины в страны Евросоюза, а затем стал делать акцент на том, что якобы беженцы получают больше социальных гарантий, чем рядовые граждане Евросоюза. Он утверждает, что для каждой страны выбирались наиболее чувствительные точки восприятия. Например, в Болгарии Кремль сделал акцент на уровне жизни своих малообеспеченных граждан с уровнем жизни украинцев. В Германии распространялась ложь о том, что украинские беженцы получают пенсию раньше, чем местные жители.
Жители Европы знают, что на Украине продолжается война, и большинство европейцев поддерживают Киев. Однако есть и те, которые всегда симпатизировали России, и после начала войны ничего не изменилось. Большая часть людей относится к войне нейтрально. Они понимают, что война — это плохо, однако кто прав, а кто виноват они судить не берутся и склоняются к более убедительному, по их мнению, источнику. А когда отовсюду доносятся разные мнения, то очень легко запутаться. Подливает масла в огонь рост цен в Европе, в чем нередко обвиняется Украина. Отсюда возникают недоверие населения к необходимости продолжать помогать Киеву, когда в стране и без того якобы проблем хватает.
Эту же тактику Москва использует на Украине, отмечают в своих работах политологи. Недоказанные случаи разногласий в высшем руководстве страны, распространение фейков о чрезмерной коррупции, попытка убедить население, что Россия готова пойти на мирные переговоры, которые закончат боевые действия и прочее.
«На любое значимое событие пропаганда придумывает свою версию, делает монтаж фото или видео, использует искусственный интеллект, чтобы посеять сомнения, которые в дальнейшем приведут к расколу в обществе. Прежде чем доверять увиденной или услышанной информации необходимо не только перепроверять ее, но также анализировать самостоятельно.», — предупреждают политтехнологи.
В 2024 году ожидается серия выборов на Западе, которые предопределят дальнейший ход войны в Украине и ход мировой истории. Россия намерена использовать пропаганду для ослабления противников.