Военная операция азербайджанской армии в Нагорном Карабахе, продолжавшаяся 44 дня, закончилась успехом для наступавших.
Вторая в постсоветской истории война между Азербайджаном и Арменией завершилась столь же внезапно, как и началась. После ожесточенных боев, которые продолжались с конца сентября, премьер Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали заявление о прекращении боевых действий.
Стороны согласовали график вывода армянских войск из трех оккупированных районов Азербайджана в зоне карабахского конфликта. Ключевым пунктом соглашения стала договоренность разместить в зоне конфликта российских миротворцев. Мы собрали реакцию авторитетной мировой прессы.
Последнее слово за Путиным
Süddeutsche Zeitung, Германия
Сообщение о прекращении огня на Кавказе — это хорошая новость: азербайджанцы и турки могут чувствовать себя победителями, армяне избежали страшного поражения. Но решение о дальнейшей судьбе региона будет приниматься только в Москве.
Российский президент Владимир Путин хладнокровно ждал, как будут развиваться события. Когда исход стал предсказуемым, правитель Кремля заставил азербайджанцев и армян заключить перемирие именно в момент, когда войскам Армении предстояло явное поражение.
Для руководства в Ереване прекращение огня равнозначно капитуляции: для Армении Нагорный Карабах, вероятно, будет практически потерян…
Своим финальным, решающим словом Путин украл победу у азербайджанцев и поддерживающих их турок… Тем не менее Алиев и Эрдоган могут быть довольны. Азербайджан вернул большую часть своей государственной территории.
Своей внешнеполитической авантюрой Эрдоган за несколько недель доказал, что с Турцией нужно считаться не только у Средиземного и Черного морей…
Судя по текущему положению вещей, Путин по большей части единолично будет принимать решение о дальнейшей судьбе Нагорного Карабаха.
Ставку нужно делать на Турцию
Onet, Польша
Польше следует обратить внимание на три аспекта нагорно-карабахского конфликта. Во-первых, Азербайджан на протяжении многих лет укреплял свою позицию, старался поддерживать хорошие отношения со всеми, с кем только возможно, вкладывал деньги в армию и нанес удар только тогда, когда настал подходящий момент. Армения, напротив, демонстрировала силу, реально ей не обладая. Вывод очевиден.
Во-вторых, как справедливо отметил бывший посол Польши в Армении Ежи Марек Новаковский, армянская политика показывает, к чему приводит стремление «класть все яйца в одну корзину». Ереван полагался только на Кремль, в итоге сложилась такая ситуация, что тот смог его безнаказанно предать.
Третий аспект — это принципы функционирования международной политики. В Польше в последние недели можно было услышать, что Москва и Анкара из-за войны за Нагорный Карабах идут курсом на столкновение друг с другом и Варшаве следует сделать ставку на Турцию.
Тревожный сигнал для Запада
Telegraph, Британия
На поле боя в высоких горах Южного Кавказа победил богатый энергоресурсами Азербайджан, но для внешнего мира вопрос заключается в том, какие крупные державы извлекли выгоду из такого исхода, и почему Запад отсутствовал в тот момент, когда решалась судьба ключевого энергетического коридора…
Дуэт Путина и Эрдогана в очередной раз продемонстрировал, что, когда дело доходит до политики силы — а не политических жестов, — хозяевами игры являются именно они.
От Ливии до Сирии, а теперь и на Кавказе Москва и Анкара, очевидно, поддерживали противоборствующие стороны, только чтобы в конце концов уладить конфликт, а затем поделить между собой трофеи, пока Запад пытается сообразить, что же пошло не так.
Запад полагал, что, будучи наследницей Афин, наша экономико-политическая модель «открытого общества» будет обладать большей привлекательностью, нежели грубая военная сила. Разве не пришло время вспомнить, что Афины потерпели поражение от рук нищей и сосредоточенной на своих интересах Спарты?
Сегодня превосходству Запада, которое сохранялось в течение многих десятилетий, бросают вызовы современные Спарты, оснащенные беспилотниками или — как в случае с Россией — гиперзвуковыми ракетами, и неважно, что они не могут дать ценные советы касательно экономики…
Непосредственным результатом этого конфликта на Кавказе стало то, что Турция теперь еще жестче контролирует одну из западных энергетических артерий, по которой значительная часть нефти и газа поставляется из Центральной Азии и Азербайджана через ее «бутылочное горло» в Босфоре.
Марк Олмонд — директор Института исследований кризисный ситуаций в Оксфорде.
История конфликта не окончена
Le Point, Франция
Азербайджан получил в свое распоряжение Карабах, по-прежнему находящийся под контролем Армении, да еще c русскими, разместившими свои силы между враждующими сторонами. В конечном счете, мы пришли к соглашению, заключенному в 2011 году в Казани, в России.
Тот документ предусматривал возврат Арменией завоеванных территорий вокруг Карабаха и промежуточный статус Карабаха. Однако тогда бакинские власти отклонили такое соглашение, потому что и слышать не хотели о «промежуточном статусе»…
Великими победителями стали русские, потому что им удалось отстранить Турцию от дипломатической игры. Москва снова оказывается региональным арбитром. Путин снова держит в руках ключи к окончательному урегулированию. Это способ сказать армянам: «Смотрите, если бы мы не вмешались, вы бы потеряли все».
История конфликта еще не окончена. На данный момент, армии устали. Армения больше не могла позволить себе жертвовать своей молодежью. Но не исключена возможность возобновления боевых действий, если предполагаемый преемник Пашиняна не признает это соглашение.
Гайдз Минасян, профессор Института политических исследований в Париже и специалист по Кавказу.