Кризис веры или свобода слова? (Ч.2)

Как известно, в октябре во Франции произошла серия вооруженных нападений, которые связывают с исламскими радикалами. Жесткие и неаккуратные заявления президента республики Эммануэля Макрона по поводу ислама после произошедшего накалили обстановку внутри страны и спровоцировали международный скандал: мусульмане по всему миру выходят на протесты с призывами устроить бойкот и не покупать французские товары. Если обстановка обострится, то Францию ждет ухудшение не только политической, но и экономической ситуации. Как Елисейскому дворцу приходится выбирать между принятием мусульман и ценностью свободы слова и к чему это может привести — в нашем материале.

Хрупкий баланс

Примечательно, что буквально в начале месяца слова Макрона относительно борьбы с исламским радикализмом были восприняты в целом адекватно. Представляя свою программу, он произнес вдумчивую и сбалансированную речь (кстати, недалеко от места убийства Пати) о том, что Франция должна бороться с исламскими экстремистами не радикальными методами, а аккуратно и слаженно.

Президент рассказал, что следует предоставить налоговые льготы мечетям и улучшить качество обучения в школах, следить за качеством жизни мигрантов и интегрировать представителей мусульманского сообщества из других стран в местную среду: например, запретить домашнее обучение для детей из таких семей. При этом изучать арабский язык и культуру никто не запрещает, просто делать это будут вне школьной программы.

С одной стороны, меры действительно позволят интегрировать мусульманские общины в общество. С другой — некоторые приверженцы ислама явно воспримут это как запрет на сохранение собственной идентичности. Особо радикальные семьи или группы, вполне вероятно, просто еще сильнее закроются от внешнего влияния.

От своей программы Макрон пока не отказывается, хотя законопроект может стоить ему большей крови. Да, закон могут и не принять вовсе, но если примут, то в краткосрочной перспективе Франция вполне может столкнуться с новыми атаками.

Точные параметры нового закона еще не определены, но тот ход мысли правительства говорит о том, что власти, скорее всего, готовы пойти на некоторые перегибы, если это приведет к укреплению безопасности общества в целом. Проблема в том, что это порождает ответную реакцию по принципу замкнутого круга.

В долгосрочной перспективе неверное действие может привести к тому, что Макрон лишится возможности поучаствовать на выборах 2022-го. Глядя на массовые протесты, вызванные убийством Пати, можно предположить, что на тех же выборах могут победить правые политические партии: для французов свобода слова имеет настолько же большое значение, как для мусульман — имя пророка.

Чихачев отмечает, что у Макрона до выборов осталось не очень много времени на то, чтобы нанести действительно болезненный удар по экстремистским организациям.

«Президенту важно соблюсти баланс: не допустить религиозной войны, сдержать действия радикалов — сыграть на стороне правого электората, показав «сильную руку», — и в то же время не слишком сильно ударить по всему мусульманскому населению Франции», — считает эксперт.

По его словам, реальный эффект будет измеряться тем, сколько подозрительных организаций, школ и мечетей действительно попадут в поле зрения правоохранительных органов, и не найдут ли они после этого новые формы существования. Кроме того, многое будет зависеть от того, найдет ли Макрон общий язык с лидерами государств Ближнего Востока, указывает Чихачев.

«Меры французских властей будут неэффективны до тех пор, пока с их помощью не удастся прекратить подпитку экстремистов из-за рубежа», — отметил он.

Эксперт РСМД также считает, что рейтинг Макрона может не то что не упасть, но и подрасти:

«Так часто происходит с действующими лидерами, которые в периоды общественной опасности вживаются в удобное амплуа спасителей».

И здесь стоит учитывать, что ситуация с радикалами и безопасностью страны была тревожной и до того, как Макрон стал президентом. Возможно, таковой она останется и после окончания его срока.

 

Добавить комментарий