Речь, конечно, о качественной питьевой воде. В регионе из 350-ти сёл централизованные системы проложены в 339-ти. То есть жители 11-ти сёл до сих пор добывают воду из колодцев, колонок, кто-то и вовсе из рек.
Да и в городах ситуация лучше не везде. В Усть-Каменогорске есть микрорайоны, где нет воды. К примеру, Чечек. Трубы там прокладывать начали еще в 2021 году, выделили из бюджета 2 миллиарда тенге.
Но в горной местности без насосов нет давления. А подключить их без электричества нельзя. К слову, его тоже нет. Хотя сети прокладывают, но подрядчик затянул все сроки. И пока идут суды, дома тоже остаются не подключенными — ни к центральной воде, ни к электричеству.
Хотя по показателям водообеспеченности ситуация на востоке республики кажется неплохой. Доступ к централизованному водоснабжению имеют 99,9 процента городского населения и 97,2 процента – сельского. Но на деле без водопровода — 7,5 тысячи человек. Из них 6900 – сельчане.
Чтобы решить проблему, до конца 2025 года в Восточном Казахстане планируют реализовать 16 проектов, 13 из которых – в районах.
А уже этим летом, по Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, в области приступили к реализции 31 проекта в сфере водоснабжения.
- Их общая стоимость – 41,1 миллиарда тенге. Сети проводят в 10 сёл, реконструируют в 13-ти, и 8 проектов по реконструкции начали в городе. И до декабря введут в эксплуатацию 14 проектов. То есть 3400 человек получат долгожданную воду, — отметил руководитель Управления энергетики и ЖКХ ВКО Нурлан Рамазанов.
Остальным придётся ждать ещё год. А из бюджета потребуется дополнительно почти 17 миллардов тенге. И в 2025 году охват населения качественной питьевой водой в регионе достигнет 100 процентов.
Но значит ли это, что все проблемы будут решены? Не стоит сбрасывать со счетов износ систем водоснабжения – в среднем 60 процентов по области. Даже там, где сети есть, порывы случаются постоянно.
В селе Рассыпном в Шемонаихинском районе в этот раз очередной порыв — на улице Школьной. Одинокая пенсионерка Любовь Бесенина признаётся – устали латать давно прогнившие трубы.
- Их состояние – ужасное! Аварии – постоянно! На моём участке трубы лопнули уже дважды, ещё и проходящие по улице центральные системы тоже прорвало 2 раза. И это только за год. Сейчас порыв – чуть дальше, но всё равно сидим без воды. А надо заготовки к зиме заканчивать, ремонт небольшой доделать, постирать, убрать. А без воды никак! — говорит Любовь Бесенина.
Бахытжан Тайтолеуов — аким Каменёвского сельского округа, куда относится Рассыпное, уверяет, что делают всё возможное. Из 8-ми крупных улиц в селе отремонтировади уже 4.
- Кроме того, поставили водонапорную башню, насосы. Раньше без них вода просто не доходила до окраин села. И давления на круглосуточную подачу тоже не хватало. Поэтому воду подавали только днём, ночью отключали. Конечно, это вызывало неудобства. Особенно, во время полевых работ. Мужчины возвращаются домой поздно, воды нет. Сейчас эту проблему решили. Теперь на очереди – ещё 4 крупные улицы. Для ремонта труб там надо около 120 миллионов тенге, — отмечает Бахытжан Тойтолеуов.
Бюджетную заявку в районный акимат уже подали. В Рассыпном надеются, что в следующем году деньги им выделят. Ведь в целом в Шемонаихе в этом направлении идёт хорошая работа. В этом году в пяти сёлах уже отремонтировали водопровод.
- Мы решили делать именно ремонт, а не реконструкцию. Ведь тогда не нужно подготавливать проектно-сметную окументацию, выделять на неё деньги и ждать финансирования из области. Это быстрее и эффективнее, люди сразу видят результат. Но есть ещё 2 села у нас, где всё ещё нет водопровода. Это сёла Большая речка и Берёзовка. Строительство систем водоснабжения там запланировано на 2025 год, — рассказал замеситель акима Шемнаихинского района Бахытжан Молдаханов.
Эти сёла как раз войдут в те 16 проектов, благодаря которым власти региона планируют обеспечить водой 100 процентов населения. Но когда будут отремонтированы действующие, изношенные сети, вопрос остаётся открытым.
Ранее аким Мангистауской области Нурдаулет Килыбай рассказал, когда в регионе решится вопрос с питьевой водой.