Прокурор потребовал наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет для сотрудника налоговых органов в Западно-Казахстанской области.
Размер незаконного вознаграждения составлял 40 миллионов тенге
Прокурор Сундуков попросил суд не верить показаниям Жексенгалиева о том, что он намеревался получить только 4 миллиона тенге.
Во время судебных прений главный специалист Департамента госдоходов по ЗКО Рауан Жексенгалиев признал свою вину частично и заявил, что он просил у предпринимателя 4 миллиона тенге, а не 40. Защитники подсудимого попросили суд переквалифицировать статью обвинения с «Взятки» на «Мошенничество», и назначить наказание, не связанное с лишением свободы.
Главного специалиста Департамента госдоходов по ЗКО Рауана Жексенгалиева сотрудники Антикоррупционной службы задержали в Уральске 20 мая 2022 года. На прошлой неделе, 8 сентября, по этому делу прошли судебные прения, на которых гособвинитель попросил суд признать Жексенгалиева виновным по статье «Покушение на получение взятки в крупном размере» и приговорить к 11 годам лишения свободы.
По версии обвинения, которую зачитал прокурор Сундуков, осенью 2021 года Департамент госдоходов по ЗКО назначил налоговую проверку в отношении ТОО Торговый дом «Юнекс», директором которого является Кайрат Жамангарин. Финансовый анализ деятельности компании показал, что ТОО имело взаиморасчеты с высокорисковым налогоплательщиком – ТОО «Дефул» – на сумму 664 миллиона тенге, где сумма ожидаемых начислений по корпоративному подоходному налогу составила 132 миллиона тенге, и НДС – 79 миллионов тенге. После этого 14 декабря 2021 года из Комитета госдоходов Министерства финансов Казахстана пришло распоряжение заслушать налогоплательщика Жамангарина. Письмо о явке на заслушивание и материалы проверок передали специалисту ДГД по ЗКО Рауану Жексенгалиеву.
“Он передал письмо бизнесмену, но тот в Департамент госдоходов не пришел. После этого Департамент госдоходов инициировал проверку деятельности предпринимателя Жамангарина. В это время у Жексенгалиева возник преступный умысел. Зная, что недоначисления составляют 212 миллионов тенге, он сообщил последнему о том, что будут нарушения в виде доначисления КПН и НДС, в связи с чем дал понять, что данный вопрос может решить в положительную сторону”, — зачитал прокурор.
Из речи прокурора следует, что сначала предприниматель Жамангарин на «предложения» Жексенгалиева не реагировал. Тогда тот стал ему говорить, что это влечет уголовную ответственность по статье 245 УК РК «Уклонение от уплаты налогов».
По словам гособвинителя, во время разговора 17 апреля 2022 года налоговик Жексенгалиев сказал предпринимателю, что будет вынужден отправить эти материалы в ДЭР, и потребовал 40 миллионов тенге в качестве взятки.
“20 апреля 2022 года Жамангарин обратился с заявлением в Антикоррупционную службу, — сказал прокурор. — 16 мая главный специалист Жексенгалиев вновь приехал к Жамангарину и сообщил ему, что дополнительной проверкой охвачен 2018 год, и сказал, что не надо доводить результаты проверки до уголовного дела. Спустя 4 дня, 20 мая, подсудимый встретился с Жамангариным и получил взятку в размере 40 миллионов тенге, где и был задержан сотрудниками Антикоррупционной службы”, — зачитал прокурор.
В конце своей речи гособвинитель попросил суд признать Рауана Жексенгалиева виновным по статье «Покушение на получение взятки» и назначить ему наказание в виде 11 лет лишения свободы.
После речи прокурора адвокат подсудимого Руслан Шагатаев заявил, что в расследовании этого дела сотрудники Антикоррупционной службы допустили многочисленные процессуальные нарушения, а сам предприниматель Жамангарин, когда в зале суда присутствовали сотрудники Антикоррупционной службы, менял свои показания. Ко всему прочему, адвокат отметил, что гособвинитель не подготовился к судебным прениям, а просто зачитал обвинительный акт. Также адвокат отметил, что налоговик и бизнесмен знают друг друга более 20 лет, и бизнесмен Жамангарин был записан в телефоне Жексенгалиева как «Кайрат брат».
“В действиях Жексенгалиева усматривается мошенничество. 11 января 2022 года ТОО Торговый дом «Юнекс» выставил дополнительную декларацию, что автоматически снижает сумму налоговых отчислений. Жамангарин говорит, что он этого не знал, но у него есть помощник – сильный налоговик, он в суде подтвердил, что допдекларация снижает сумму налогов”, — сказал адвокат Руслан Шагатаев.
По словам Шагатаева, когда его подзащитный узнал о допдекларации, он пошел к Жамангарину и сказал, что начинает налоговую проверку. В это время он и стал намекать, что, возможно, будет уголовное дело, что, возможно, соединит два акта в один.
“Это все делалось для того, чтобы Жамангарин передал ему деньги, чтобы он не направил эти материалы в ДЭР. Это и есть введение в заблуждение для того, чтобы обманным путем завладеть суммой денег”, — сказал Шагатаев.
Защитник подсудимого отметил, почему он считает, что Жексенгалиева нужно судить за мошенничество, – потому что тот не имел полномочий направлять материалы проверки в Департамент экономических расследований и не мог, по закону, проверить период 2017-2018 годов.
“Жексенгалиев просто вводил Жамангарина в заблуждение. Сам подсудимый сказал: «Да, я его обманул, надеясь на то, что получу деньги ни за что», – это и есть мошенничество”, — сказал Руслан Шагатаев.
В своей речи адвокат отметил, что его подзащитный показал Жамангарину четыре пальца, подразумевая взятку в 4 миллиона тенге, то, что бизнесмен передал ему 40 миллионов, защитник считает провокацией.
“В этой части обвинение ссылается только на показания самого Жамангарина, который говорит, что у него вымогали 40 миллионов. Других доказательств нет. Что касается сумки, сам Жексенгалиев сумку не вскрывал, деньги не пересчитывал. Во время передачи денег Жамангарин не говорил, что в ней 40 миллионов, забирай. Почему сумка объемная? Жексенгалиев ответил, что, возможно, там будет вознаграждение в виде бутылки коньяка. Когда он был задержан, на вопрос: «Сколько денег находится в сумке?», ответил: «Я не знаю». То, что в сумку положили 40 миллионов тенге, мы считаем, это провокационные действия, как со стороны заявителя Жамангарина, так и со стороны Антикоррупционной службы”, — сказал Шагатаев.
В завершение своих слов адвокат попросил суд переквалифицировать действия Жексенгалиева со статьи «Покушение на получение взятки» на статью «Мошенничество» и назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы.
Когда слово предоставили самому подсудимому Рауану Жексенгалиеву, он сказал, что признает свою вину частично.
“Я признаю факт получения денежных средств от Жамангарина, но я не согласен с суммой, которую мне вменяют – 40 миллионов тенге. Считаю, что в моих действиях усматривается мошенничество, Ваша честь, в своих показаниях, которые я дал в суде, полностью подтверждаю, что просто хотел обмануть Жамангарина и получить от него деньги”, — сказал подсудимый Рауан Жексенгалиев.
У подсудимого Рауана Жексенгалиева – четверо детей, двое из которых несовершеннолетние. Об этом в своей речи сказала его супруга, когда обращалась к суду с просьбой не лишать его свободы.