В Мажилисе решают упразднить сертификат CT-KZ

— Екатерина Васильевна, расскажите, насколько важен этот законопроект для нашей страны и почему принято решение менять подходы именно сейчас?

— В своем Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства подчеркнул необходимость модернизации подходов к поддержке отечественного производства. В частности, было дано поручение разработать и внедрить Реестр товаров казахстанского происхождения взамен сертификатов СТ-КЗ и Индустриального сертификата. Законопроект, который в ближайшие дни будет рассмотрен Мажилисом в первом чтении создает правовые условия для реализации нового подхода.

Поддержка отечественного производителя является важным элементом устойчивого развития экономики любой страны. Это не только способствует созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности национальных товаров и услуг, но и укрепляет экономическую независимость, обеспечивает устойчивую налоговую базу. По сути, речь идет о тысячах реально работающих предприятиях по всей стране. Для Казахстана данный вопрос особенно актуален в условиях глобальных экономических вызовов и стремления к диверсификации экономики.

Вместе с тем, мы наблюдаем, что средства, выделяемые на поддержку, не всегда идут на заявленные цели. При большом количестве номинированных отечественных производителей мы не всегда видим, как это отражается на экономических показателях, благосостоянии работников предприятий. Да и на полках магазинов нет ожидаемого объема товаров, сделанных в Казахстане.

Нужно признать, что существующие механизмы подтверждения казахстанского происхождения имеют ряд недостатков. В настоящее время действует три вида сертификата: СТ-КЗ, Индустриальный сертификат и экспортный сертификат. Все они выдаются НПП «Атамекен».

Сертификат СТ-КЗ показывает долю внутристрановой ценности в товаре, количество местных материалов и затрат, которые использовались в производстве товара, рассчитывается по стоимости товара, затрат на производство, документам на закуп сырья и т. д.

Индустриальный сертификат показывает производственную мощность, то есть, количество товаров, работ, услуг, которое производитель может выпускать в год, на основании анализа линии производства.

Экспортные сертификаты выдаются в целях получения таможенных преференций или по запросу импортера.

Сами сертификаты, как правило, недорогие. Но стоимость экспертизы, необходимой для их получения достаточно дорогая. В процедурах велика доля человеческого фактора, есть вопросы по прозрачности и оперативности.

Есть много вопросов к нарушениям при выдаче сертификатов. Проверки показали, что они часто выдавались на импортные товары, несуществующим компаниям, с завышением объемов и т. д. В общем «не все то отечественное, что с сертификатом».

Исключить такие нарушения можно только через автоматизацию процессов оценки предприятия и сокращения бюрократических процедур. Когда внедрялся текущий подход с сертификатами, он был современным и оптимальным для того времени, но продолжать использовать его при нынешнем уровне цифровизации уже неэффективно.

Обсуждаемая в Мажилисе модель предполагает, что единственным подтверждением статуса отечественного товаропроизводителя станет его присутствие в реестре.

Для включения в реестр предприниматель должен будет подать заявку. Первый этап будет полностью «цифровым», а на втором этапе будет проходить оценка производства по количеству выполняемых технологических операций. Сегодня база для проведения двух этапов формируется отраслевыми государственными органами. Уже отработано более 2000 технологических операций, свой пул для каждой производственной сферы.

— Сегодня как у Правительства, так и у депутатов большие планы в части внедрения цифровых решений в процесс оценки производителей. Каким образом это может помочь в создании реестра?

— Благодаря хорошим темпам цифровизации в нашей стране многие бизнес процессы уже сложно представить на бумаге. В оцифрованной системе отношений наши субъекты бизнеса оставляют достаточно информативный цифровой след, который можно использовать в формировании объективных критериев их деятельности.

Накопленные массивы данных позволяют делать прозрачные и достоверные выводы и уже учить математические модели.

В рамках реализации системы Реестра отечественных товаропроизводителей ключевым элементом станет основанная на математической модели цифровая верификация, которая позволяет обеспечить прозрачность и объективность отбора предприятий отечественных товаропроизводителей для включения в Реестр.
При этом важно, что цифровая верификация используется не только на этапе включения в реестр. Это основной инструмент мониторинга соответствия производителя критериям реестра практически в реальном времени. При старой модели с выдачей сертификатов его можно было получить под текущее состояние и представленные документы, а затем не соответствовать параметрам отбора. Мы знаем примеры, когда под видом казахстанской продукции завозились партии импортных товаров, при «замороженном» производстве.

В данном случае, критерии наличия и работы производства будут собираться постоянно. Один раз в квартал система будет делать выгрузку соответствующей аналитической информации и на основании этих данных будут оцениваться риски.

Это позволит максимально исключить человеческий фактор, коррупционную составляющую. Сократит время, потраченное предпринимателем на сбор документов и различные экспертизы. Ведь практически все данные система будет собирать автоматически. Да и процесс этот будет практически бесплатным. С алгоритмом сложно договориться, а данные информационных систем подделать.

— С одной стороны, сведение к минимуму человеческого фактора — это хорошо. С другой, как же совсем без него? Все-таки есть некоторое недоверие машинам. Можете подробнее рассказать о цифровой верификации?

— Цифровая верификация (скоринг) представляет собой инструмент анализа, который использует данные из государственных информационных систем и алгоритмы машинного обучения для объективной оценки предприятий.

На сегодня определены несколько десятков различных показателей. В период проведения обучения математической модели, количество и сами показатели могут изменяться, как и определённый на них весовой коэффициент. В пилотном режиме модель обучается на данных предприятий, находящихся в поле мониторинга Министерства промышленности. До завершения переходного периода, а его планируется предусмотреть проектом закона, обучение алгоритма будет завершено.
Сейчас выявляются переменные, например, затраты на электроэнергию, закупку комплектующих, эмиссию в окружающую среду и т. д. В целом эти показатели можно разделить на три группы — налоговые данные, данные по фондам оплаты труда и коммунальные услуги. Все они прямо или косвенно свидетельствуют о работе предприятия.

При этом алгоритм не гарантирует 100% точности и полностью доверять ему принятие решений нельзя. Поэтому законопроектом закладывается возможность его оспаривания человеком, а вернее апелляционной комиссией. При необходимости получения дополнительной информации отраслевое министерство также может анализировать технологический процесс, документы и видеоматериалы с производства.

— Судя по описанию цифрового инструмента, модель будет использовать большое количество данных, среди которых есть персональные данные, налоговые тайны и т. д. Как быть с их защитой и не противоречит ли такой подход действующему законодательству?

— За это предпринимателям переживать не стоит. Система позволяет работать со своим объемом и типами данных только уполномоченному администратору. Например, доступ к налоговой тайне есть у Комитета государственных доходов, к данным в сфере труда у Министерства труда. Расширения доступа не будет и первичные данные тоже не будут покидать свое место хранения. Обмен будет происходить только результатами скоринга. В отношении персональных данных будут соблюдаться все процедуры по получению согласия и приняты меры их защиты.

— Увеличатся ли меры государственной поддержки отечественного производства в случае принятия Закона?

— Увеличение мер государственной поддержки, как и их структура не является предметом этого законопроекта. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что государство поддерживало и будет поддерживать развитие собственных производств. Об этом всегда говорит Президент, это вопрос национальной и экономической безопасности страны. Но пока мы не наведем порядок и не разберемся, кто действительно является отечественным производителем, а кто обманывает, пользуясь доверием, мы продолжим кормить и растить чужие экономики за счет собственного бюджета. Это, согласитесь, крайне неэффективное его использование.

В случае принятия закона благодаря цифровым решениям государство будет на системной основе мониторить деятельность предприятий, исключит возможность для каких-нибудь, скажем так, не совсем честных маневров. Тогда те объемы поддержки, которые не достанутся лжепредприятиям будут направлены честным производителям. Объем в целом может не увеличится, но возрастет эффективность оказания мер поддержки.

При этом я согласна с предпринимателями, что важно не только подготовить основную регуляторную модель, но и реализовать ее. Поэтому параллельно с основным законом мы рассматриваем и обсуждаем подзаконные нормативно-правовые акты, они еще очень «сырые». Но от них и эффективной работы Правительства будет во многом зависеть качество ведения Реестра и самочувствие наших производителей.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version