Прокачка казахстанской нефти по КТК из-за атаки дронов может снизиться на 30% — специалисты консорциума

В пресс-службе ПАО «Транснефть» сообщили подробности этой атаки со ссылкой на заявление представителя российского акционера в связи с атакой БПЛА на НПС (нефтеперекачивающая станция) «Кропоткинская» КТК. Говорится, что ночью 17 февраля с 00:22 по 01:55 гражданский промышленный объект международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) — крупнейшая НПС «Кропоткинская» — подвергся массированной атаке. 

В результате атаки объект получил серьезные повреждения: разрушена крыша, повреждено закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), также поражены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены 2 трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ.

— В связи с произошедшим НПС «Кропоткинская» была в экстренном порядке выведена из эксплуатации. Руководством и специалистами КТК были предприняты все необходимые меры для восстановления работоспособности нефтепровода и недопущения негативных последствий для производственной деятельности и окружающей среды. Транспортировка нефти по магистральному нефтепроводу «Тенгиз-Новороссийск» временно осуществляется по аварийной схеме, минуя НПС, — проинформировали в пресс-службе ПАО «Транснефть».

По мнению специалистов КТК, последствия указанного удара будут устраняться в течение от 1,5 до 2-х месяцев, что может привести к снижению объемов прокачки нефти из Казахстана на порядка 30%.

Отметим, что трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестпроектов в энергетической сфере на территории СНГ.  Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1 511 км. По данному маршруту транспортируется большая часть экспортной нефти Казахстана. 

— Из общего объема добычи Казахстан экспортирует 70% нефти, из которых 98% направляется по двум маршрутам — Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) и нефтепроводу «Узень — Атырау — Самара». Это создает высокую зависимость от одной страны и большие риски в случае эскалации конфликта в регионе, — отмечал ранее нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов в разговоре с корреспондентом.

Он напомнил, что в июле 2022 года после приостановления на месяц деятельности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал важной задачей диверсификацию поставок нефти. В этих целях В 2023 году Казахстан начал поставки нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Тогда «КазМунайГаз» и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) подписали договор о транспортировке 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год по этой магистрали. Экспорт начался в апреле 2023 года.

В декабре прошлого года министр энергетики Алмасадам Саткалиев заявил, что Казахстан планирует увеличить поставки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан с текущих 1,5 млн тонн до 20 млн тонн в год.  Министр также сказал, что Казахстан продолжает обсуждать возможность поставок нефти по маршруту Баку-Супса, которые оцениваются в 3 млн тонн в год.

Однако, как отмечает А. Нарымбетов, транспортировка нефти через БТД обходится втрое дороже — около $120 за тонну против $38 через КТК. 

— Из общего объема добычи Казахстан экспортирует 70% нефти, из которых 98% направляется по двум маршрутам — Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) и нефтепроводу «Узень — Атырау — Самара». Это создает высокую зависимость от одной страны и большие риски в случае эскалации конфликта в регионе, — отметил эксперт в разговоре с корреспондентом.

По словам эксперта, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан становится ключевой альтернативой, так как он полностью обходит Россию. У него высокая мощность — до 60 млн тонн в год, при этом используется менее чем наполовину.

— Азербайджанская добыча нефти снижается, а внутреннее потребление растет. У Казахстана есть возможность занять освободившиеся мощности. Поставки через БТД позволят снизить зависимость от российских маршрутов, — пояснил эксперт.

Однако транспортировка нефти через БТД обходится втрое дороже — около $120 за тонну против $38 через КТК.

— Основная проблема — доставка нефти до Баку. С месторождений она перевозится цистернами до Актау, затем танкерами через Каспийское море. Это занимает время, требует затрат на хранение и ожидание. Для расширения поставок до 20 млн тонн потребуется модернизация инфраструктуры. Порт Актау сегодня может переваливать только 5–6 млн тонн нефти в год. Для увеличения объемов придется в три раза расширить мощности порта, построить дополнительные хранилища и наливные терминалы. Это потребует значительных капитальных вложений, — отметил эксперт.

Еще одним вариантом удешевления маршрута, по его словам, могла бы стать прокладка нефтепровода по дну Каспийского моря, но этому препятствует неопределенный юридический статус Каспия. 

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version