- За прошедший год в Высший судебный совет и Совет судебного жюри поступило около 2 000 обращений. Как правило, в них заявители приводят доводы о различных нарушениях в процессе отправления правосудия, просят о пересмотре судебных актов либо о проверке законности действий судьи, — рассказал Куаныш Салимжан.
В Судебном жюри такое количество обращений связывают также с тем, что большинство граждан путают Высший судебный совет с Верховным судом и рассматривают совет как вышестоящую судебную инстанцию над Верховным судом.
- К нам обращаются люди после всех состоявшихся судебных процессов, после вступления всех судебных актов в законную силу. Ни Высший судебный совет, ни Судебное жюри не являются органом судебного контроля или надзора, то есть они не подменяют функции судебных органов, органов прокуратуры, — объяснил заведующий отделом обеспечения деятельности Судебного жюри.
По его словам, согласно последним поправкам от 18 декабря 2024 года, не подлежат проверке обращения, в которых выражается, несогласие с судебными актами, приводятся доводы о нарушении законности при рассмотрении конкретных судебных дел.
- На сегодня могут быть проверены исключительно те обращения, в которых приводятся доводы о нарушении судьями норм кодекса судейской этики. Такие жалобы направляются в комиссии по судейской этике при областных судах и Верховном суде. Правом проведения проверок судей на сегодня наделены только судебные органы. Этот подход соответствует международным стандартам, — отметил К. Салимжан.
Судебное жюри при Высшем судебном совете является рабочим органом, созданным для рассмотрения вопросов о дисциплинарной ответственности судей.
Ранее мы писали, что Сенат прекратил полномочия и освободил от должности судьи Конституционного Суда РК нового министра юстиции Ерлана Сарсембаева.