По ее мнению, в силу работы и решения материальных проблем взрослые оставляют минимальное количество времени на искреннее общение со своими детьми и близкими.
- С одной стороны, забота взрослых людей выражается в стремлении обеспечить безопасность и комфорт своим детям, своей семье. Но не всегда хватает времени быть вовлеченным и включенным в эмоциональную поддержку и взаимодействие с ребенком. Мы прекрасно понимаем, что, когда наш ребенок не чувствует близости, искренности отношений с родными, с родителями, то он остается на распутье одиночества или ненужности, и ищет выход в виртуальный мир, — сказала Эльмира Алиева на пресс-конференции на тему «Игровая зависимость и виртуальная реальность: проблемы и пути решения».
Ребенок, попадая в виртуальный мир с раннего возраста, сталкивается с серьезными последствиями: идентичность личности сливается полностью, то есть реальное и виртуальное пространство для ребенка становится одинаковым, коммуникативные границы размываются, а когнитивное развитие замедляется, так как он не развивает свои личностные качества.
- Казалось бы, маленькая роскошь, позволенная родителями в руки ребенка в виде новой модели телефона, лишает возможности общаться комфортно, открыто и достаточно коммуникативно выстраивать отношения. То есть, лишает возможности вкушать радость от общения и, как правило, может привести к негативным последствиям, — сказала руководитель Института семьи Казахстана и Центральной Азии.
Эксперт предлагает следующие способы решения проблемы:
обязательные курсы цифровой грамотности для родителей, для информирования и снижения рисков цифровой среды и киберпреступлений;
контроль со стороны родителей и введение обязательного семейного времени для офлайн обсуждений и взаимодействия;
киберкомпетенции в интернет-среде, начиная с обучения детей младших классов на уроках о рисках виртуального и информационного пространства, правилах поведения в социальных сетях, и последствия от неэтичного поведения школьников в Интернете;
создание школьных этических кодексов, строго регламентирующих поведение детей в сети;
ужесточение правил через ограничение регистрации ребенка на платформах без подтверждения возраста или иных мер;
ограничение доступа к вредному контенту через создание государственных фильтров блокировки игр и сайтов, содержащие сцены насилия, жестокости или провокационную зависимость;
регулирование лимитов времени в игровой индустрии виртуального общения через 45-90 минут непрерывного использования;
проведение в детских поликлиниках диагностики на выявление признаков психических отклонений от нормы и симптомов психических расстройств;
введение уголовной, финансовой и административной ответственности для родителей детей, совершивших акты кибербуллинга;
законодательное ограничение продажи доступа к онлайн играм детям, младше 18 лет.
Что происходит с подсевшим на виртуальный мир ребенком
Профессор кафедры коммуникативных навыков в работе Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова Фатима Багиярова рассказала о том, что происходит с мозгом ребенка, который «сидит в виртуальном мире».
Профессор сообщает, что у человека, который все-таки «подсел на гаджеты», происходят структурные и функциональные изменения мозга.
- Уменьшается объем серого вещества из-за наших гаджетов. Нарушаются функции мозга. Нам становится трудно принимать решения, планировать, контролировать, осознавать свои действия. Игра становится тем источником, который приносит человеку ощущение жизни, — сказала Фатима Багиярова.
Она также объяснила, как зависимость от игр нарушает баланс нейромедиаторов, то есть веществ, которые вырабатываются в результате определенных действий.
- Дофамин выделяется тогда, когда мы получаем удовольствие и вознаграждение, похвалу. Этот нейромедиатор дает нам удовольствие от жизни. Но, когда человек начинает играть, он получает дофамин в большом количестве. И зачем ему искать этот дофамин в реальной жизни, когда виртуально всё проще, — сказала профессор.
Фатима Багиярова добавила, что параллельно с дофамином начинает истощаться гормон серотонин.
- Серотонин — гормон настроения. Он вырабатывается у человека только в результате стимулирования мозга какими-то раздражителями. И так как человек подсаживается на экран, то только сигналы экрана помогают этот серотонин вырабатывать вместе с мелатонином. Реальность опять не помогает человеку справляться, потому что серотонина становится недостаточно. И появляется раздражительность, тревога, депрессия, — сказала она.
Фатима Багиярова также сказала, что адреналин, норадреналин, эпинефрин и множество других нейромедиаторов, которые помогают наслаждаться жизнью, получать радость от нахождения в реальности, начинают истощаться и не справляются.
По ее мнению, говорить человеку с игровой зависимостью: «да брось, найди силы в себе» — это несерьезно, потому что он просто этого не может.
Рекомендации профессора для родителей:
Наблюдение и анализ поведения
— Определите, сколько времени ребёнок проводит в виртуальном мире и, какие игры/приложения использует
— Обратите внимание на изменения в настроении, агрессивность, снижение успеваемости, проблемы со сном
Установление чёткого режима
— Установите «цифровую диету» — запрет на гаджеты за 1–2 часа до сна
Развитие самоконтроля
— Помогите ребёнку осознать проблему, обсудите с ним плюсы и минусы виртуального мира
Создание альтернативных активностей
— Поощряйте занятия спортом, творчеством, прогулки на свежем воздухе.
— Найдите офлайн-хобби, которые могут быть интересны ребёнку (рисование, музыка, настольные игры)
- Рекомендации короткие, простые, возможно, даже примитивные. Но, если мы действительно хоть один день займемся этим и дадим ребенку посидеть буквально не больше 1-2 часов перед экраном, то мы сделаем большое дело, — сказала Фатима Багиярова.
Ранее мы писали о том, почему дети в Казахстане стали меньше читать.