«Казаэронавигация» — баловень Правительства?
Наша страна занимает 9-е место в мире не только по площади территории, но и по воздушному пространству. В ХХІ веке, когда настолько развиты авиация и аэронавигация, словосочетания «делать деньги из воздуха», «деньги падают с неба» употребляются и в прямом смысле. Сегодня развитые страны превратили свое воздушное пространство в источник дохода.
Некоторые наши соотечественники называют Казахстан «Великой степью». В переводе на язык авиации это недалеко от истины — казахская равнина в отличие от таких стран, как Чили, Тибет, Непал, не окружена горами, через которые с трудом перелетают самолеты. У нас можно свободно совершать полеты с запада на восток, с севера на юг. Благодря этому Казахстан может получать значительные доходы и от воздушного пространства.
Республиканское государственное предприятие «Казаэронавигация», регулирующее движение в небе Казахстана, отчисляет часть своих доходов в бюджет. Но соответствуют ли эти деньги объему оказываемых услуг?
В 13 отечественных аэропортах в городах Астана, Алматы, Тараз, Шымкент, Актау, Семей, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Кокшетау, Туркестан и Актобе действует режим «открытого неба». В государственном реестре зарегистрировано 947 воздушных судов. Для постоянных коммерческих перевозок используются 96 самолетов.
Общая площадь воздушного пространства, контролируемого Казаэронавигацией, составляет 2 757 300 квадратных километров.
Казахстан установил воздушные коридоры с 74 государствами. Если их мысленно соединить, то получится 113 530 километров. Предприятие на всем огромном пространстве ежегодно обслуживает в среднем более чем 400 полетов. В отдельные периоды оно контролирует ежесуточно полеты более 1 320 воздушных судов.
Из указанных 400 тысяч полетов более 100 тысяч выполняют казахстанские авиакомпании, остальные более 300 тысяч — иностранные. То есть, из пролетающих самолетов три четверти не садятся в нашей стране. При это, стоит отметить, что каждая посадка самолета — это дополнительные услуги, дополнительные туристы, дополнительный доход.
По данным Министерства транспорта, за последние 10 лет РГП «Казаэронавигация» перечислило в бюджет 67 миллиардов 494 миллиона 940 тысяч тенге. При этом из 39,7 миллиарда тенге, перечисленных за последние 5 лет, 38,6 миллиарда тенге были перечислены в 2023 году.
Всего за последние 10 лет доходы РГП «Казаэронавигация» от аэронавигационных услуг в воздушном пространстве Казахстана составили 870,1 миллиарда тенге. Из них 527,9 миллиарда тенге израсходовано на нужды предприятия и 78,8 миллиарда тенге уплачено в виде корпоративного подоходного налога. Чистая прибыль за 10 лет составила 263,4 миллиарда тенге.
В 2023 году предприятие получило за аэронавигационные услуги 184 миллиарда тенге. Из них 87,7 миллиарда — расходы, 19,1 миллиарда тенге — корпоративный подоходный налог. Чистая прибыль — 77,3 миллиарда тенге.
Возникает вопрос: существует ли четкий регламент эффективного использования доходов Казаэронавигации? В чем причина нестабильности распределения доходов с государством?
Минимальный размер перечислений в республиканский бюджет из чистой прибыли государственных предприятий на праве хозяйственного ведения утвержден соответствующим постановлением Правительства. В постановлении только доля отчислений предприятия «Казаэронавигация» не указана в конкретных процентах. Вместо этого говорится, «в соответствии с размером, одобренным решением Республиканской бюджетной комиссии на соответствующий финансовый год». Для всех остальных 13 сфер деятельности предприятий установлена ставка в размере от 15% до 50%. Закономерно возникает вопрос: почему к аэронавигационному предприятию особое отношение?
Расходы есть, результата нет
На официальном сайте предприятия опубликованы финансовые отчеты за 2017–2022 годы. В 2017 году предприятию поступило за оказанные услуги 59,2 миллиарда тенге, в 2018 году — 64,6 миллиарда тенге, в 2019 году — 76,1 миллиарда тенге, в 2020 году — 50,7 миллиарда тенге, в 2021 году — 71,6 миллиарда тенге, в 2022 году — 150,3 миллиарда тенге. Как видно, за все эти годы, кроме 2020-го, когда случилась пандемия, поступления предприятия стабильно росли.
В начале этой статьи отмечалось, что в развитых странах воздушное пространство стало источником дохода. Например, компания DFS (Deutsche Flugsicherung) в Германии, отвечающая за безопасность в воздушном пространстве, несмотря на то, что она только в 1993 году была реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, отдельно от федерального управления, благодаря эффективному менеджменту поднялась на уровень венчурной структуры.
Судя по ее уставу, она так же, как «Казаэронавигация», является некоммерческой структурой. Несмотря на это, группа компаний DFS, благодаря дочерним компаниями и инвестиционным структурам ставшая глобальной организацией, управляет движением в аэропортах 9 федеральных земель Германии и одном аэропорту Великобритании. Кроме того, компания занимается такими видами деятельности, как подготовка специалистов военной авиации, разработка технологий беспилотных летательных аппаратов.
Пример DFS показывает, что при наличии грамотного менеджмента воздушное пространство страны может стать источником дополнительных доходов. Аналогичный опыт есть у Канады, США и Великобритании.
Как упоминалось ранее, «Казаэронавигация» из 870,1 миллиарда тенге, поступивших за оказание услуг за последние 10 лет, расходы составили 527,9 миллиарда тенге (60,6%). Были ли эти средства израсходованы на развитие инфраструктуры гражданской авиации, внедрение передовых технологий в сфере аэронавигации?
В этом году исполняется 30 лет с создания предприятия. Выше упоминалось, каких успехов добилась германская DFS с 1993 года (за 32 года). А в какую сторону за три десятка лет изменила авиационную инфраструктуру «Казаэронавигация»?
Ответ на этот вопрос можно получить из Национального инфраструктурного плана РК до 2029 года.
— В Казахстане насчитывается 24 сертифицированных аэродрома, включая 18 международных и 6 региональных. За исключением аэропорта города Туркестана все аэропорты построены и оборудованы еще в советские времена.
Следует отметить, что большинство международных аэропортов Казахстана, за исключением Астаны и Алматы, испытывает острый дефицит в специализированной технике и оборудовании для поддержания аэродромов, аварийного обслуживания полетов и технического обслуживания воздушных судов (Атырау, Актобе, Балхаш, Зайсан, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Семей, Талдыкорган, Усть-Каменогорск, Ушарал, Урджар и Шымкент).
При этом около 72% спецтехники, используемой в аэропортах страны, эксплуатируется более 12 лет и находится в изношенном состоянии, широко используется техника старше 20 лет, отдельные виды необходимой техники полностью отсутствуют.
Аэродромы в целом характеризуются недостаточным уровнем оснащенности и содержания, в частности, многие недостаточно оснащены системами точного захода на посадку для работы в сложных метеорологических условиях и ночное время (светосигнальное оборудование, силовое электрооборудование, кабельные линии, инфраструктура топливозаправочных комплексов, спецтехника).
Кроме того, частота и объем работ по реконструкции, ремонту и обслуживанию аэродромов не соответствуют установленным нормам, что существенно снижает безопасность и надежность авиаперевозок.
Следовательно, в среднесрочной перспективе ключевыми факторами для развития воздушного транзита станут региональные аэропорты страны по мере роста грузовых и пассажирских потоков, а также модернизация действующих аэропортов, — говорится в документе.
И это не мнение отдельного эксперта или журналиста. Это написано в официальном документе.
Напомним также, что Министерство транспорта начало процесс передачи 22 аэропортов страны под управление инвесторов. То, что потенциальные инвесторы на проявляют интереса к аэропорту города Костаная, который несколько раз выставлялся на торги, говорит о наличии ряда проблем.
Кто «автор» этих недостатков и будет ли он привлечен к ответственности? Пока главная транспортная прокуратура ведет проверку.
— Продолжается проверка работы Комитета гражданской авиации, РГП «Казаэронавигация», результаты будут доведены до общественности после завершения всех процедур, предусмотренных законом, — говорится в ответе ведомства на официальный запрос.
Устав РГП «Казаэронавигация» может измениться
Как сообщили в Министерстве транспорта, в 2019 и 2020 годах аэродромы Астаны и Алматы перешли на использование спутникового сигнала PBN. В 2024 году на эту систему должны были перейти аэродромы Актау, Атырау, Шымкента, Ушарала и Усть-Каменогорска. В этом году планируется внедрение схем PBN на аэродромах Урджара, Кызылорды, Жезказгана и Балхаша. Это означает покупку зарубежной технологии.
В 2011–2012 годах перед «Казаэронавигацией», благодаря космодрому Байконур, открылась возможность не заглядываться на чужие технологии, а стать одним из соучредителей международной сети.
Компания Aireon, которая занимается поддержкой воздушного движения из космоса, предложила «Казаэронавигации» купить у нее 10% акций для того, чтобы с выгодой использовать возможности космодрома Байконур, стать одним из восьми крупных учредителей. Но предложение было оставлено без ответа.
Британская компания NATS, обслуживающая более 2,2 миллиона авиарейсов в год, приобрела 10% акций Aireon за 69 миллионов долларов (по сегодняшнему курсу 36,6 миллиарда тенге). В то время эксперты оценили этот шаг британской компании, как доступ к первой революционной технологии контроля воздушного движения в глобальном масштабе.
Сейчас компания Aireon с помощью 66 низкоорбитальных спутников предлагает услуги системы, которая может проследить, где летит самолет, связать самолет, находящийся в любой точке с диспетчером, также находящимся в любой точке. Это не только повышает безопасность полетов, но и способствует экономии топлива, уменьшает объем выбросов углекислого газа, выделяемых самолетами в окружающую среду.
Если бы это предложение было принято, то вместе с такими странами, как Великобритания, Италия, США, Сингапур, Ирландия, Канада, Южная Африка, наша страна уже обладала бы передовой технологией.
Напомним, Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу 2024 года поручил построить в следующие четыре года три аэропорта для эффективного использования потенциала туристической отрасли в Катонкарагайском, Зайсанском районах Восточно-Казахстанской области, зоны отдыха Кендирли в Мангистауской области.
Судя по информации, предоставленной Министерством транспорта, есть сомнения в том, что эти три объекта будут сданы в эксплуатацию в ближайшие годы.
— В настоящее время заказчики строительства не определены. Способ закупки работ и подрядчики на строительство аэропортов будут определены в соответствии с Законом «О государственных закупках, — сообщило ведомство.
Кроме этого, до сих пор неизвестно, где будут строиться эти аэропорты.
— До реализации проектов строительства аэропортов в курортных зонах Катонкарагай, Зайсан и Кендирли нужно выбрать земельные участки и всесторонне исследовать вопросы финансирования строительных работ. Поскольку Катонкарагай и Зайсан расположены в горной местности, к таким аэродромам со стороны ICAO предъявляются дополнительные требования. Насколько я знаю, Авиационная администрация Казахстана и Комитет гражданской авиации не одобрили земельные участки, предложенные акиматами областей. Причиной является отсутствие национальных стандартов для выбора места строительства аэродромов, — говорит независимый авиационный эксперт Абыл Кекильбаев.
При этом в сентябре прошлого года Минтранспорта сообщало, что определены места строительства новых аэропортов в курортных зонах Катон-Карагай и Зайсан. Но в пресс-релизе пояснялось, что указанные участки признаны наиболее оптимальными в рассматриваемых районах по результатам предварительных исследований.
Есть еще один вопрос к проекту, в части финансирования. Понятно, что строительство трех новых аэропортов обойдется в миллиарды тенге. Но пока неизвестно, откуда будут взяты эти деньги.
— В рамках исполнения поручения Президента, данного в Послании, рассматривается вопрос о финансировании строительства аэропортов из средств РГП «Казаэронавигация», — сообщили в Минтранспорта.
Однако выделение средств на строительство аэропортов противоречит Уставу предприятия. Если Правительство поддержит эту позицию Министерства, это означает, что Устав «Казаэронавигации» нужно будет изменить.
— В соответствии с Уставом, учредитель предприятия — Правительство Республики Казахстан. Таким образом, если нужно будет внести изменения в Устав РГП «Казаэронавигация», это изменение могут внести государственные органы, — сообщили в Министерстве.