По данным Минздрава, на 1 марта 2025 года в Национальном регистре доноров костного мозга Республики Казахстан зарегистрировано 13 070 потенциальных доноров.
ТКМ показана 1 021 пациенту, из них:
535 нуждаются в аутологичной трансплантации (донором является сам пациент);
486 — в аллогенной трансплантации (донор — другой человек, в 80% случаев это родственник).
Найти полностью совместимого неродственного донора — сложная задача. Вероятность совпадения составляет 1 к 10 000 из-за медицинских и иммунологических факторов.
Подробнее о вступлении в регистр можно узнать на официальном сайте.
О том, как проходит эта процедура и влияет ли она на здоровье донора, рассказала врач-гематолог Национального научного онкологического центра Гулжанат Жунис.
— Трансплантация костного мозга — это многоэтапный процесс. Первым этапом является кондиционирование-подготовка пациента (нуждающегося в трансплантации) с помощью высокодозной химиотерапии и/или лучевой терапии. Она уничтожает патологические клетки и подавляет иммунную систему для успешного приживления трансплантата. Следующий этап — это пересадка, когда стволовые клетки донора вводятся внутривенно, как при обычном переливании крови. И заключительным становится этап приживления. Клетки мигрируют в костный мозг пациента и восстанавливают кроветворение. Этот процесс занимает в среднем 2–4 недели, в течение которых пациент находится под наблюдением врачей.
Потенциальные доноры сдают анализ для проверки совместимости с реципиентом — HLA-типирование.
— После проверки совместимости донор проходит тщательное обследование, чтобы исключить противопоказания, в том числе анализы крови на ВИЧ, гепатиты, сифилис. При наличии данных инфекций донорство невозможно. Для женщин дополнительно проводят тест на беременность и определение ХГЧ, так как беременность является противопоказанием для донорства, — отметила Гулжанат Жунис.
По словам врача-гематолога, процедура забора гемопоэтических стволовых клеток проводится двумя методами — миелоэксфузия и аферез.
Миелоэксфузия — забор костного мозга через пункции подвздошной кости под общей анестезией. Боли во время процедуры нет, но после могут быть умеренные болевые ощущения, которые купируются анальгетиками.
Аферез — забор клеток из периферической крови после стимуляции специальными препаратами. За 5 дней до процедуры донор получает инъекции филграстима, что может вызвать временные гриппоподобные симптомы (ломота, слабость, небольшая температура).
В Казахстане, как и по всему миру забор стволовых клеток проводится преимущественно методом афереза.
Как отмечает Гулжанат Жунис, донорство безопасно. Риски минимальны и сопоставимы с любой медицинской процедурой. Все побочные эффекты, связанные с препаратами для стимуляции, проходят самостоятельно в течение 1–2 дней. Долгосрочных негативных последствий для здоровья доноров еще не зафиксировано. Однако, несмотря на это, не исключаются случаи, когда донор может передумать.
— Донор имеет право отказаться на любом этапе — это этический принцип. Однако, если отказ происходит после начала подготовки пациента, нуждающегося в трансплантации (на этапе химиотерапии), его жизнь оказывается под угрозой, так как без трансплантации кроветворение не восстановится. В таких случаях срочно ищут альтернативного донора, но времени может быть недостаточно. Поэтому решение о донорстве нужно принимать осознанно, — добавила врач-гематолог ННОЦ.
Ранее мы писали, что 260 трансплантаций провели в Казахстане в 2024 году.
Свыше 7 000 казахстанцев дали согласие на посмертное донорство органов через eGov.