«Браслеты» вместо колючей проволоки

Что такое пробация?

Это может быть коррекция поведения подозреваемого, обвиняемого в рамках уголовного процесса. К пробации относится ресоциализация осужденного, социальная адаптация и реабилитация людей, освобожденных из мест не столь отдаленных.

Пробация может быть связана с исполнением уголовных наказаний без изоляции от общества. Суд может посчитать, что тот или иной гражданин принесет гораздо большую пользу государству, если будет работать под надзором на воле.

Мунира Каудинова – начальник отдела службы пробации города Косшы Акмолинской области. Она работает в органах порядка 17 лет и около 10 лет контролирует так называемых подучётных, в числе которых воры, осужденные за финансовые преступления и многие другие.

– Служба пробации исполняет приговор суда, ну или простым языком, обеспечивает наказание, не связанное с изоляцией от общества. Это осуждённые, которые отбывают условный срок или получили отсрочку по исполнению наказания (прим. «беременные и женщины, имеющие малолетних детей или мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей и т.д»). Им назначают общественные работы, мы следим, чтобы это требование было исполнено. Однако, мы должны не просто контролировать, но и проводить профилактическую работу, оказывать осужденным психологическую помощь, подбирать работу в зависимости от их профессии или потребностей, – говорит Мунира.

Некоторые осужденные, лишенные свободы, могут претендовать на ограничение свободы. Такую возможность им дает законодательство и, конечно же, суд, по решению которого остаток срока человек проводит за пределами колючей проволоки, но с определенными ограничениями.

– Остаток срока они проводят бок о бок с нами – со службой пробации. Им также назначают общественные работы, – отметила сотрудник. 

На учете отдела службы пробации по городу Косшы Акмолинской области и его близлежащей территориальной единицы – села Тайтобе – состоит 130 осужденных. Контроль за ними осуществляют 4 сотрудника.

– В основном условный срок получают те, кто осужден впервые. По моим личным наблюдениям, чаще всего подучетными становятся молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Ситуации разные бывают, но наиболее распространенные – что-то украли или подрались, – говорит Мунира.

Контроль – во благо

Еще одна важная часть работы сотрудника службы пробации – навещать осужденных по месту их жительства. Мы отправились к одному из них. Пока ехали, Мунира поделилась с нами историей одного из своих подучетных.

– Он распивал спиртные напитки дома, избил супругу. Учитывая, что впервые осужден, ему дали ограничение свободы. Видимо, из-за того, что психологически не мог вынести этого факта, начал пить снова. Это считается нарушением, если ты подучетный. Однажды вечером, возвращаясь после работы, я заметила его во дворе, распивающим алкоголь с другом. Мы направили материал в суд, чтобы заменить ограничение свободы на лишение, – рассказывает Мунира, заметив, что после реального заключения человек, выйдя на свободу, встал на путь исправления.

Пока разговаривали, подошли к дому, где живет один из подопечных Муниры. Даулет (имя изменено) осужден по статье 188 – кража. Подробностей своего преступления мужчина не раскрывал, но отметил, что произошло это 3 года назад в Алматы. Теперь, вот уже 1,5 года, он на пробационнном контроле.

– На учете я буду состоять еще примерно 2 года. Дали 100 часов общественных работ ежегодно, – поделился мужчина.

Мы обратили внимание, что у Даулета, на ноге, имеется браслет. Оказалось, что это специальный датчик слежения, который позволяет получать информацию о его местонахождении. Прикрепили его осужденному около 4 месяцев назад, потому как он нарушил главное требование, предъявляемое всем подучетным – покинул дом после 22.00.

– Вместе с браслетом идет зарядка. Мы обязаны его заряжать. Заряда хватает, обычно, на 10-11 часов, – говорит Даулет.

Такая практика используется во многих странах мира, отмечают полицейские. Всего такие браслеты, по району, носят 6 осужденных.

– Браслеты слежения прикрепляют тем, кто нарушает правила пробации. Осужденным запрещено покидать дом с 10 вечера до 6 утра, посещать заведения, где распиваются спиртные напитки – бары, рестораны, кафе, дискотеки. Мы регулярно проводим обход таких мест. Если обнаруживаем там подучетного, надеваем ему такую систему определения его местонахождения. Видим передвижение через специальную базу. Им запрещено покидать территорию населенного пункта, где они проживают. Это тоже считается нарушением. Они могут выехать если нужно в больницу или по другим важным причинам, но только с письменного уведомления сотрудника службы пробации, – рассказал начальник отдела службы пробации Целиноградского района, майор юстиции Гумар Кенжибеков. 

Электронные системы слежения в районе применяют уже больше года. Даулет наглядно показал, как выглядит браслет и не переставал говорить, что всего этого можно было бы избежать, если бы прежде подумал о последствиях. Тем не менее, сейчас он старается исправиться.

Шанс на новую жизнь

– Бывает, что люди оступаются. Никто от этого не застрахован. Однако, они должны нести ответственность за свои действия и стремиться стать лучше. В этом мы им помогаем, – делится мыслями Мунира.

Рашид (имя изменено) осужден по статье 106, часть 1 (умышленное причинения тяжкого вреда здоровью). Ему назначали 100 часов общественных работ ежегодно.

– Сидели с друзьями, выпивали. Началась драка, я ударил ножом друга. Он попал в больницу, к счастью выжил. Мне назначили общественные работы. В целом график свободный, но обязательное требование – работать четыре часа в день. Убираем снег на улице и во дворах, иногда следим за котельной. Сам я инженер-сантехник по образованию. Есть официальное место работы, – рассказывает мужчина. – Расскаиваюсь. Не хотел, чтобы так вышло. Все понимаю. Хочу сказать, что полезен для общества, исправляюсь.

Мы проследовали на так называемую «трудотерапию» вместе с сотрудниками. Подучетные пошли убирать снег близ местного акимата.

– К ним, обычно, приставляют сотрудника акимата. Он тоже следит за тем, как идет работа. Тесно работаем с местными исполнительными органами. Нередко работу осужденным обеспечивают именно акиматы, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь, – говорят сотрудники. 

К слову, казахстанцы, вышедшие на свободу имеют право претендовать на единовременную выплату в размере 15 МРП (58 980 тенге). Это, своего рода, поддержка для тех, кому требуется ресоциализация после длительного срока.

По информации пресс-службы департамента полиции Акмолинской области, в регионе на учете службы пробации состоит порядка 1300 осужденных к наказанию без изоляции от общества. При этом, обеспечивают исполнение приговора более 100 сотрудников. Всего же по области располагается 20 районных отделов пробации.

Добавить комментарий