Казахстанскому животноводству не хватает глубокой переработки шерсти – фермеры

Выручки больше на 5-10%

Проблему по глубокой переработке шерсти поднял фермер в Амангельдинском районе Костанайской области Жанибек Кенжебаев.

– Шерсть — это вещь, которая влияет на добавленную стоимость. Если бы переработка была, возможно, животноводы на 5−10% получали бы больше, чем просто с забоя. Но, к сожалению, так как внутри страны переработки шерсти нет, фермерам приходится утилизировать ее, проще говоря – выбрасывать, – считает он.

Фермер отмечает, что имеются различные бутиковые производства, которые из войлока создают текстильные изделия, но их мощность не покроет гигантские масштабы выработки шерсти от фермеров.

– У них объем потребления сырья очень низкий. Поэтому мы говорим с уверенностью, что промышленной переработки нет, – подчеркивает он.

Также важный нюанс – это выбор породы. Преимущественно в переработке шерсти выбор падает на овец тонкорунной породы, но в плане мяса – выход они дают меньше, нежели чем грубошерстные представители. А переводить овцеводство только ради шерсти, по словам фермера, опасно и нерентабельно.

– Грубошерстные породы, такие как эдильбаевская, сарыакинская и другие, дают отличное мясо, но шерсть у них грубая, и она подходит только для войлоковаляния, — отмечает он.

Потенциал у Казахстана по развитию животноводства имеется. Но важно решить сопутствующие проблемы.

– У нас есть контракты со странами Персидского залива. Рядом – крупнейший импортер продуктов питания в мире – Китай. Потенциал огромный. Но если увеличивать матричное поголовье, и вообще в целом поголовье мелкого рогатого скота в Казахстане, то проблема с утилизацией шерсти никуда не денется, – заявляет Ж.Кенжебаев.

Спасет ситуацию креативный подход. Из грубой шерсти, по его словам, можно сделать не только войлок, но и ковры, утеплители и даже удобрения.

– Например, войлоком снабжать нашу оборону, или направлять на развитие мелких брендов, которые ткут ковры и другой текстиль. Или делать из шерсти удобрения. В соседнем Кыргызстане ее перерабатывают в гранулы, которые можно внедрять в почву для повышения качества земли, урожайности и так далее. Ну и производство строительных материалов, в частности, утеплителей.

К слову, последнее направление может получить хорошее развитие в Казахстане – ни одна стройка не обходится без этого материала.

Шерсть – на свалку

Но пока шерсть утилизируют: сжигают или выбрасывают на свалку.

Проблема есть у всех владельцев хозяйств. На данный момент сложилась экономическая ситуация, что сырье довезти до пункта переработки стоит дороже, чем его продать. Вывозить шерсть за пределы страны тоже не является выходом из положения.

Еще одной проблемой является отсутствие прорывных технологий. По мнению фермеров, решить можно все с помощью трансфера: поиска технологий по миру, которые можно адаптировать под казахстанские реалии.

Для переработки идеален юг

Фермер считает, что в плане развития промышленности глубокой переработки нужно зонировать Казахстан.

– Допустим, овец можно выращивать везде в Казахстане, на севере, востоке, западе, а вот продукцию уже можно либо на юг везти, либо там же на местах делать какие-то заготовительные цеха, которые там какую-то часть переработки брали на себя и отдавали дальше на юг.

Государственные субсидии

На запрос, в Министерстве сельского хозяйства рассказали, что вся ответственность по шерсти в первую очередь лежит на «образователе отходов», то есть фермер несет обязательства за обеспечение соблюдения экологических требований по управлению мусором. Что касается производства, в Казахстане имеются предприятия по переработке шерсти с наличием небольшой мощности.

– В республике имеется 4 предприятия по переработке шерсти, которые находятся в Алматинской области (ТОО «Куат ЛТД», ТОО «Чунджинский завод по переработке шерсти»), городе Шымкенте (ТОО «Шымкент-Кашемир») и Павлодарской области (ИП «Мустафинов»). Действующими предприятиями по переработке шерсти с производственными мощностями переработки до 28 тыс. тонн шерсти в год в 2024 году было экспортировано порядка 7,1 тыс. тонн шерсти, общая загруженность мощностей предприятий составила 25%, – ответили в ведомстве.

Однако на вопрос, почему шымкентский производитель не работает, точного ответа не дали. Но в скором времени появится новый завод в Актюбинской области.

– В настоящее время в Актюбинской области реализуется проект ТОО «KAZFELTEC», где будет использоваться грубая шерсть для изготовления теплоизоляционных материалов. Мощность предприятия составит 2,1 тыс. тонн переработки шерсти в год. Ввод в эксплуатацию планируется в марте 2025 года, – сообщила пресс-служба МСХ РК.

Кроме того, предусмотрено возмещение затрат предприятий по переработке шерсти сельхозживотных при строительстве новых и модернизации действующих предприятий.

– Для предприятий по первичной переработке шерсти при строительстве максимальная допустимая стоимость составляет 868 млн тенге, при расширении – 430 млн тенге. Доля возмещения инвестиционных вложений составляет 25%. Кроме того, для развития отрасли глубокой переработки шерсти в Правила инвестиционного субсидирования включили паспорт по глубокой переработке шерсти: «Предприятие по глубокой переработке шерсти от 1000 килограммов в сутки». Максимально затраченные сумма может составлять 4 млрд тенге, доля возмещения инвестиционных вложений будет равна 25%, – сообщается в ответе.

Также в рамках вложения инвестиций в качестве господдержки есть субсидирование пунктов стрижки шерсти, передвижных пунктов стрижки, электромеханического инструмента для стрижки овец в размере 25%.

Проблема переработки шерсти в Казахстане требует кластерного подхода, где участие принимает не только фермер, но и государство, и простой потребитель. Пока же шерсть от поголовья 16,9 млн овец, утилизируется.

Ранее писал про финансирование научных программ животноводства РК. Так, на развитие сельскохозяйственной науки на три года предусмотрено около 7 млрд тенге.

Добавить комментарий