По словам заведующей взрослым диспансерным отделением Рабиги Доланбаевой, такие женщины находятся под постоянным медицинским наблюдением на всех этапах беременности и послеродового периода.
Когда беременная женщина впервые обращается в женскую консультацию, акушер-гинекологи направляют ее к психиатру.
– После осмотра психиатр выдает заключение, которое женщина несет обратно в женскую консультацию. Затем гинеколог организует консилиум, на который приглашают и психиатра, давшего заключение. На консилиуме обсуждается, есть ли показания по психиатрической части для прерывания беременности или нет. Психиатр высказывает свое мнение, – говорит медик.
Женщины с психическими расстройствами имеют право на беременность
В каких случаях могут прервать беременность, пояснила заместитель директора ЦПЗ Алматы Жанна Жолдыбаева.
Правила проведения искусственного прерывания беременности и список медицинских показаний содержатся в приказе Министра здравоохранения РК от 9 октября 2020 года №122. В перечне указаны органические, включая симптоматические, психические расстройства, психотического уровня, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения (аффективные расстройства). Также это деменция, употребление психоактивных веществ с синдромом зависимости, умственная отсталость и расстройства поведения.
Жолдыбаева подчеркнула, что показанием является не сам диагноз, а его обострение или выраженная декомпенсация.
– Надо отметить, что решение принимает сама пациентка. Женщины с психическими расстройствами имеют право на беременность и рождение детей наравне с другими гражданами Казахстана. Поэтому прерывания беременности проходит с письменного заявления. Как я отметила, наличие диагноза не является показанием, в каждом случае решается индивидуально, – сказала она.
Для этого формируются специальные врачебно-консультативные комиссии, которые анализируют обстоятельства, проводят беседы с пациенткой и ее родственниками или опекунами, если женщина признана недееспособной.
– Мы анализируем все обстоятельства, взвешиваем все за и против. В первую очередь учитывается мнение пациентки, если она дееспособная. Если принимается решение прервать беременность, и пациентка согласна, то эта процедура не входит в наши функциональные обязанности, – добавила эксперт.
Перед проведением операции также проводятся обследования.
– Анализы и обследования проводятся с участием психиатров и специалистов поликлиники. Если противопоказаний для оперативного вмешательства нет, назначается дата процедуры, – пояснила врач.
Каждая поликлиника территориально относится к определенному роддому, где и делают аборт.
– У больного шизофренией может родиться здоровый ребенок, а может – с признаками заболевания. Мы объясняем пациентам все факторы, чтобы они могли принимать взвешенные решения, – добавила Рабига Доланбаева.
Если имеются хромосомные нарушения, например, синдром Дауна, разъяснение будущим родителям дают генетики.
Наблюдение во время беременности
Если женщина решает сохранить беременность, то она продолжает наблюдаться в Центре психического здоровья и в женской консультации.
– Если пациентка вне обострения, в состоянии ремиссии, мы продолжаем наблюдение. К примеру, возьмем женщину с шизофренией, которая на фоне лечения достигла хорошей ремиссии, выходит замуж и планирует родить ребенка. Мы оцениваем ее состояние и определяем в одну из групп наблюдения, – рассказала медик.
Есть две группы наблюдения: 2А – активное наблюдение, такие пациенты должны посещать психиатра раз в месяц, 2Б – осмотры раз в 3-6 месяцев.
Беременность – это стресс для организма, который может вызвать изменения в психике. Если появляются тревога, депрессия или другие симптомы, пациентке могут назначить лечение в стационарных условиях. Аборт при этом не рассматривается. Врачи подбирают препараты, которые менее опасные для плода.
– Если во время беременности пациентка нуждается в лечении, она будет находиться под наблюдением специалистов в стационаре до момента родоразрешения. Когда срок подходит, мы переводим ее в роддом, – отметила Доланбаева.
После рождения ребенка за женщиной активно смотрят в течение двух месяцев, после чего ее определяют в одну из групп наблюдения.
– Если все стабильно, осмотры проходят раз в полгода. Если есть необходимость, наблюдение активное – ежемесячное, – уточнила она.
Если же улучшений нет, пациентку переводят в Центр психического здоровья, где она получит лечение в стационаре.
Психические расстройства после родов
Иногда у женщины до беременности не наблюдаются отклонения, однако роды могут спровоцировать развитие депрессии и других психических расстройств.
Заместитель директора по контролю качества ЦПЗ Жанна Худаир рассказала, что беременность и роды – это психострессорное состояние, которое может привести к послеродовым психическим расстройствам.
– Любая беременность и послеродовый период, как и само родоразрешение является стрессом для организма женщины. Поэтому если есть предрасположенность к заболеванию, то беременность может спровоцировать ее, – объясняет Жанна Худаир.
Обычно изменение в состоянии женщины первыми замечают в роддоме, куда сразу вызывают специалистов Центра психического здоровья.
– Мы проводим консилиум и назначаем лекарственные препараты, если срочно нужна помощь. Как только состояние пациентки стабилизируется, решается, нужно ли дальнейшее сопровождение специалистами службы психического здоровья, – добавила медик.
При этом врачи-психиатры не занимаются новорожденными – за их здоровьем следят неонатологи и педиатры. В таких ранних периодах у детей не диагностируются психические расстройства.
Мониторинг за детьми после рождения
Алгоритм мониторинга таких семей после рождения ребенка, разъяснили в Комитете по охране прав детей Минпросвещения.
После рождения ребенка условия, в которых он будет воспитываться, мониторят медицинские работники.
– Участковая медсестра из поликлиники осуществляет патронаж новорожденного в соответствии с Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения». В случае выявления факторов, угрожающих жизни и здоровью ребенка, органы опеки и попечительства проводят выезд по месту проживания семьи и принимают меры в соответствии с Кодексом «О браке и семье», – пояснила председатель Комитета Насымжан Оспанова в ответ на официальный запрос агентства.
Согласно законодательству, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
Однако если его жизнь или здоровье находятся под угрозой, органы опеки могут отобрать ребенка. Решение о лишении или ограничения родительских прав принимает суд.
– В случае признания в судебном порядке лица недееспособным в виду заболевания и у него на иждивении находятся несовершеннолетние дети, органами опеки принимаются меры его их устройству в семьи родственников. Это может быть опека (попечительство), патронатное воспитание, приемная семья или усыновление. Передача детей осуществляется в соответствии с Кодексом. К родственникам, изъявившим желанию принять детей на воспитание, предъявляются требования согласно статьями 91 и 122, – уточнили в Комитете.
В Комитете по охране прав детей добавили, что усыновителями, опекунами, патронатными воспитателями и приемными родителями не могут быть лица, состоящие на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.
Напомним, в начале января в общедомовых чатах астанчан распространилась информация о том, что мать оставила 3-летнего ребенка на железнодорожном вокзале. Ребенка направили в Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Позже мать брошенного на вокзале ребенка нашли. Оказалось, что женщина состояла на психиатрическом диспансерном учете.
В 2024 году шокирующий случай произошел в Шымкенте: колдун-целитель взял на воспитание 6 детей, кормил их мясом собак и кошек, подвергал истязаниям в течение 3 лет.
В суде выяснилось, что он состоял на учете с психическим расстройством.